Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Философские науки  / №4 2013

ЭСТЕТИКА БЕЗОБРАЗНОГО (150,00 руб.)

0   0
Первый авторРюмина
Страниц8
ID601102
АннотацияПостмодернистски настроенные художники и мыслители утверждают отсутствие границ между прекрасным и безобразным, между добром и злом, между истиной и ложью, между глубиной и поверхностью, между сущностью и ее проявлениями. Однако естественный вектор развития при этом отсутствии границ определен – это низвержение с «небес» на «землю» и, возможно, еще ниже – «под землю». В этой хаотизации мира потерпевшей стороной оказываются только «небеса» – прекрасное, доброе, истинное. Они лишаются своей сущности и определенности и перестают быть идеалами эстетического, этического, познавательного отношения к миру. А безобразное, зло и ложь наступают, становясь безбрежными. Всегда ли безобразное является «изнанкой» или «тенью» прекрасного или оно имеет самостоятельное значение и содержание? Всегда ли безобразное связано со злом и ложью или оно может быть добром и истиной? Где проходит эта хрупкая и зыбкая граница между прекрасным и безобразным, целиком ли она определяется условностью в обществе и является ли исторически относительной, или есть и некоторые инварианты безобразного, не зависящие от времен и культур? И почему при характеристике «духа времени», современности в искусстве и в жизни безобразное будет находиться на одном из первых мест? Это только некоторые вопросы, которые ставит и решает в своей книге о безобразном В.И. Самохвалова, но уже и эти вопросы показывают сложность и глубину феномена безобразного, а также и неоднозначность его понимания
Рюмина, М.Т. ЭСТЕТИКА БЕЗОБРАЗНОГО / М.Т. Рюмина // Философские науки .— 2013 .— №4 .— С. 53-60 .— URL: https://rucont.ru/efd/601102 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФН – 4/2013 Приглашение к размышлению ЭСТЕТИКА БЕЗОБРАЗНОГО В.И. <...> Безобразное: размышления о его природе, сущности и месте в мире (К феноменологии, метафизике, методологии понимания). <...> М.Т. РЮМИНА Безобразное ныне привлекает и эмоционально, и интеллектуально. <...> Постмодернистски настроенные художники и мыслители утверждают отсутствие границ между прекрасным и безобразным, между добром и злом, между истиной и ложью, между глубиной и поверхностью, между сущностью и ее проявлениями. <...> Однако естественный вектор развития при этом отсутствии границ определен – это низвержение с «небес» на «землю» и, возможно, еще ниже – «под землю». <...> В этой хаотизации мира потерпевшей стороной оказываются только «небеса» – прекрасное, доброе, истинное. <...> Они лишаются своей сущности и определенности и перестают быть идеалами эстетического, этического, познавательного отношения к миру. <...> Это только некоторые вопросы, которые ставит и решает в своей книге о безобразном В.И. Самохвалова, но уже и эти вопросы показывают сложность и глубину феномена безобразного, а также и неоднозначность его понимания. <...> Книга Веры Ильиничны Самохваловой посвящена исследованию безобразного как актуальнейшего феномена нашей жизни и искусства. <...> Важность появления этих трудов В.И. Самохваловой определяется не только актуальностью темы безобразного для современности, но и редкостью столь фундаментальных исследований безобразного в истории философии и эстетики в целом. <...> Хотя, конечно, о безобразном, в основном как о противоположности прекрасному и красоте, писали многие выдающиеся философы и эстетики, среди которых можно вспомнить и Г.В.Ф. Гегеля, и Д. <...> . 151 безобразного В.И. Самохваловой стало возможным, повидимому, еще и потому, что она длительное время занималась эстетикой прекрасного, а также анализом искусства и творчества человека1 Надо отметить, что особая значимость книги В.И. Самохваловой «Безобразное…» определяется и тем обстоятельством <...>