Философские науки – 4/2013 Философия и наука ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ С.А. <...> ЛЕБЕДЕВ Постнеклассическая эпистемология отличается от классической (XVII по XIX вв.), а также от неклассической (постпозитивизм) отказом считать противоречие между эмпирией и теорией главным, а тем более единственным фактором функционирования и динамики научного познания. <...> Представители постнеклассической эпистемологии исходят из трактовки процесса научного познания как социального и гуманитарного в своей основе, считая влияние на научное познание различного рода социальных, исторических, культурных и личностных факторов столь же важным, сколь и эмпирической информации, получаемой учеными в ходе исследования тех или иных объектов. <...> Обратимся к двум основным направлениям (или парадигмам) постнеклассической эпистемологии: социальнокультурному анализу динамики научного знания и гуманитарной парадигме функционирования научного познания. <...> Социальнокультурный анализ динамики научного знания • Парадигмальная концепция развития научного знания. <...> Эта концепция сформулирована в знаменитой книге американского историка и философа науки Т. <...> На примере анализа коперниканской революции в астрономии Т. <...> Кун развил новую концепцию динамики науки, получившую впоследствии название «парадигмальной концепции». <...> Кун попытался соединить идеи прерывности и непрерывности в развитии научного знания, эволюционные и революционные периоды в развитии научных дисциплин, а также совместить признание существования внутренних законов функционирования и развития научного знания, внутренней логики науки с признанием внешней, социальной и культурной, обусловленности динамики науки. <...> Согласно этому пониманию, научная парадигма – это общепринятая научным сообществом определенного исторического периода фундаментальная научная теория http://www.phisci.ru 70 Философия и наука в той или иной области науки или даже в науке <...>