ВИЛЬГЕЛЬМ РАЙХ: ЛЮДИ, ОДЕТЫЕ В БРОНЮ © 2017 П.С. Гуревич, Э.М. Спирова Сочинение видного австрийского психолога и психиатра, од ного из лидеров классического психоанализа Вильгельма Райха (1897–1957) “Эмоциональная чума человечества” с трудом поддается жанровому определению. <...> По определению Райха, Бог — это Природа, а Христос — осуществление Закона При роды. <...> Райха как утопию, призванную излечить эмоциональную чуму человечества. <...> Скорее всего, эмоциональная чума в толковании Райха — это хроническая биопатия организма. <...> Райх ввел в психоанализ новое слово “характероана лиз”. <...> До Рай ха, в основном, изучались проблемы различных патологичес ких невротических симптомов, исследовались болезненные со ЧЕЛОВЕК 2/2017 5 “Человек” № 2 Гуревич Павел Семенович— доктор философ ских наук, профес сор, главный науч ный сотрудник сек тора истории антропологических учений Института философии РАН. <...> По Райху, характер состоит из при вычных положений и отношений паци ента, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. <...> Он включает со знательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т.п.), физические позы, привычки дер жаться и двигаться. <...> По мере того, как эгозащиты становятся постоянными и автоматически действующими, они Вильгельм Райх развиваются в характерные черты или в характерный панцирь (именно так принято обозначать это его понятие в отечест венной литературе, хотя автор представленного ниже перево да предпочитает слово “броня”). <...> Представление Райха о ха рактерном панцире включает все подавляющие защитные си лы, организованные в более или менее связный паттерн Эго. <...> Установление характерной черты указывает, согласно Райху, на разрешение проблемы репрессии: это либо делает процесс подавления ненужным, либо превращает однажды установ ленное подавление в относительно ригидную, принятую в Эго, формацию. <...> 130 Райх считал, что характерные <...>