РЕВОЛЮЦИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИЯ (ЭТЮДЫ РАЗНОГО НАСТРОЕНИЯ) © 2017 А.Н. Фатенков Революция в диалектическом изломе закономерного и желанного Революция — понимается ли она как прогрессистский про рыв к светлому будущему или как возвращение к непревзойден ному Золотому веку — несет в себе и с собой существенное из менение потока времени: его ускорение, прерывность, возмож ный поворот вспять. <...> Хотя, по боль шому счету, даже классическая диалектика, от Гераклита до Геге ля, не вмещается полностью в собственно классическую, клас ЧЕЛОВЕК 2/2017 Фатенков Алексей Николаевич— доктор философ ских наук, и.о. заве дующего кафедрой философии факуль тета социальных на ук Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского. <...> Классическая диалектика в своем архетипе есть диа лектика противоположностей, контрарностей (белое — черное), неклассическая — диалектика конкретных контрадикторностей, различностей, не полярно различающихся сторон (красное— черное, красное — белое). <...> Классическая диалектика объ ясняет событийный революционный поворот предельным обо стрением отношений между полярными, антагонистическими общественными силами, дополняя этот “дионисийский” тезис “аполлоническим” принципом соответствия, меры: объективно сложившиеся предпосылки назревших социальных изменений должны быть адекватно осмыслены и своевременно использова ны наличествующим субъектом преобразований. <...> И все ж таки не ради эмпирически удостоверяемого всеобщего счастья и верифицируемой вселенской справедливости: жизнен ный опыт неопровержимо свидетельствует, что даже по отноше нию к близким мы часто несправедливы, бессердечно множим их страдания, и общественный строй здесь ни при чем. <...> Существа экзистенциальные настроены куда менее оп тимистично: ни один общественный строй и никакая его смена не избавят человека от главных забот и тревог, не устранят его противоречивости. <...> “Он <...>