УДК 621.317.39 АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДЕФЕКТОВ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС К. И. <...> Кучинский, В. И. Патерикин, С. В. Плотников Описана система контроля дефектов поверхности катания колес железнодорожных вагонов. <...> Основу системы составляют вихретоковые датчики трансформаторного типа и акселерометры. <...> Приведены результаты натурных испытаний макетного образца системы, а также ресурсных испытаний вихретоковых датчиков и акселерометров. <...> ВВЕДЕНИЕ Контроль дефектов поверхности катания колесных пар является одной из важнейших задач при эксплуатации вагонного парка железных дорог [1]. <...> Объясняется это высокой опасностью дефектов: при движении (даже при небольших скоростях движения вагона) дефекты могут приводить к потере устойчивости вагона и сходу (например, неравномерный прокат), могут являться причиной появления и быстрого развития трещин в колесе с риском крушения. <...> Кроме того, колеса с дефектами поверхности катания всегда вызывают повышенный износ как рельсового полотна, так и экипажной части вагона. <...> В этой связи для решения данной задачи необходимы современные бесконтактные автоматические системы, позволяющие контролировать наличие дефектов поверхности катания колесных пар на ходу поезда. <...> Принцип контроля дефектов поверхности катания колес железнодорожных вагонов может быть основан, например, на определении изменения высоты гребня колеса относительно головки рельса при его движении через пост контроля [2]. <...> Для этой цели в Конструкторско-технологическом институте научного приборостроения был разработан вихретоковый датчик трансформаторного типа, обладающий необходимыми параметрами и пригодный для применения его в системе обнаружения дефектов колесных пар грузовых вагонов типа наваров, ползунов и некруглости поверхности катания [3]. <...> Ниже обсуждается реализация системы контроля дефектов, основанная на применении таких датчиков. <...> ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ДЕФЕКТОВ <...>