Машины и оборудование УДК 622.276 Моделирование процессов разрушения подшипников скольжения в опоре буровых шарошечных долот Н.И. Сердюк (докт. техн. наук) (Российское геологическое общество), О.Г. Блинков (докт. техн. наук) (Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. <...> Ельцина) Представлены результаты работы по моделированию процессов разрушения подшипников скольжения в опоре буровых шарошечных долот. <...> Установлены оптимальные соотношения радиусов контактных поверхностей подшипников скольжения, а также предпочтительное место размещения упорного подшипника. <...> Применение на практике предложенной компоновки опоры шарошки с оптимизированным соотношением радиусов контактных поверхностей и рациональным размещением упорного подшипника позволит существенно повысить ресурс работы и надежность опорных узлов шарошечного бурового инструмента и как следствие – снизить стоимость проведения буровых работ. <...> Одним из важных элементов шарошечных буровых долот, от работоспособности которого во многом зависят долговечность и эффективность работы инструмента, является подшипниковый узел. <...> Совершенствование подшипниковых узлов осуществляется по многим направлениям: разработкой новых конструкций опор, подбором наиболее работоспособных материалов, разработкой более совершенных систем фиксации шарошек, систем содержания и подачи смазки и т. д. <...> . В связи с этим с целью дальнейшего совершенствования конструкций подшипников скольжения были проведены экспериментальные исследования по выбору материалов пар трения и смазок, оптимальных режимов работы – удельной нагрузки и скорости относительного скольжения в парах трения. <...> Поскольку в радиальных подшипниках скольжения характер распределения нагрузки в зоне контакта пары трения – вала и втулки – в сильной степени зависит от разницы радиусов кривизны контактирующихся поверхностей, при экспериментах с такими подшипниками <...>