Е-mail: sumami@bk.ru Анализируется тема цивилизационной специфики и судьбы России в диалоге Ф.М. Достоевского и Н.Н. Страхова. <...> Рассматривается отличие почвенничества как самостоятельного направления русской религиозно-философской мысли от западничества и славянофильства. <...> Становление и развитие самосознания русской культуры в середине XIX в. проходило под прямым влиянием образцов западноевропейской рационалистической метафизики. <...> При этом само стало результатом непосредственного соприкосновения России и западного мира, диалога между двумя цивилизационными традициями и духовными опытами. <...> Почвенничество сформировалось в условиях противоречивой либеральной модернизации российского общества в царствование Александра II. <...> В центре религиозно-философских воззрений представителей почвенничества – проблема преодоления тотального нигилизма, охватившего русское общество в переломную эпоху. <...> Понятие «почва» – это важнейший историософский концепт во взглядах Достоевского и Страхова. <...> На формирование теоретических основ и мировоззрения почвенничества огромное влияние оказала философия Гегеля, след которой проявляется не только в прямых увлечениях социальными идеалами Европы и рациональным типом знания и диалектической методологией его добычи. <...> «Гегельянство» почвенничества связано и с символизацией исторического пути России, обнаружением в нем опыта самосознания не только определенной культурной традиции, но и религиозно-философского сплава как основания данной традиции. <...> «Почва» в толковании обоих мыслителей выступает образным выражением контрмодернистской стратегии осмысления исторического времени и значения «русского мира» для раскрытия судьбы западной цивилизации. <...> В диалоге Страхова и Достоевского на русской почве был реализован опыт универсалистского мышления. <...> The term «soil» is the most important historiosophical concept in the views of Dostoyevsky and Strakhov. <...> In the dialogue Strakhov and Dostoevsky on Russian soil was implemented, the experience of universalist <...>