Модусы социокультурного развития КОНТРАПУНКТЫ ГУМАНИЗМА: РЕНЕССАНС И СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА Л.А. <...> БУЛАВКА-БУЗГАЛИНА ния индивида как субъекта культуры и истории и непременно через практики преобразования общественных отношений. <...> Продвижение идеалов гуманизма, как показали практики Ренессанса и СССР, возможно только в случае становления индивида как субъекта культуры – в первом случае и субъекта истории и культуры – во втором. <...> Кроме того, реализация гуманистических идеалов возможна только через диалектическое преодоление господствующих сил отчуждения. <...> Эти закономерности определили общность черт и противоречий Ренессанса и cоветской культуры, несмотря на различие их исторического генезиса. <...> Если Ренессанс через идеалы гуманизма создавал / мыслил образ Нового человека, то в исторических и культурных практиках Советского проекта формировался уже сам его онтологический императив как принцип творческого преобразования общественной реальности и самого себя. <...> Это и есть суть императива деятельностного гуманизма. <...> Элиминация субъектного принципа индивида в сфере общественных преобразований объективно ведет к угасанию гуманистического содержания культуры, а значит – к усилению власти отчуждения. <...> Контрапункты гуманизма: Булавка-Бузгалина Людмила Алексеевна – доктор философских наук, ренессанс и советская культура // Философские науки. <...> Сама идея сопоставления столь исторически и культурно отдаленых эпох, как Ренессанс и cоветская культура, на первый взгляд может показаться не очень обоснованной, особенно, если речь идет о гуманистическом аспекте. <...> 19 Аннотация Развитие гуманистической тенденции возможно только в случае становле Модусы социокультурного развития Действительно, как можно сопоставлять гуманизм Ренессанса с эпохой СССР, в которой господствовал сталинизм со всеми его чудовищными проявлениями? <...> Другие идут дальше: практики СССР лишь подтверждают, что социализм, независимо <...>