Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Латыши и эсты-переселенцы Псковской губернии (90,00 руб.)

0   0
Первый авторВостоков Егор
Издательствотип. Ф. Елеонского и К°
Страниц36
ID59743
Востоков, Е. Латыши и эсты-переселенцы Псковской губернии / [Егор Востоков]; Е. Востоков .— : тип. Ф. Елеонского и К°, 1866 .— 36 с. — URL: https://rucont.ru/efd/59743 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Если ж приходится приписать часть причинъ долгой и упорной обособлен ности западной окраины, я разум ю пространство, населяемое ла тышами и эстами, географическому и этнографическому я поло- женію, но безспорно главн йшихъ причинъ этого явленія сл ду тъ искать, во первыхъ, въ отсутствіи ц лесообразной политики въ этой окраин , во вторыхъ, въ упорномъ отстаиваніи своей само бытности, такъ называемыми, балтійскими культуртрегерами. <...> Остав ляя зд сь въ сторон вопросъ о причинахъ нов йшихъ перес леній эстовъ и латышей въ сос днія и отдал нныя губерніи русской имперіи,—переселеній, принимающихъ все бол е и бол е обширные разм ры, несмотря на то, что, по всеобщему ув ренію лифляндскихъ господъ, окраина эта въ экономическомъ отяошеніи далеко опередила остальныя части имперіи и не оставляетъ желать ничего лучшаго, я обращу въ настоящей стать вниманіе читателей глав- нымъ образомъ на религіозное положеніе новопоселенц въ. <...> Нельзя не подивиться тому грустному обстоятельству, что невидимому миссіон рская и культивирующая д ятельность въ этой окраин русской православной церкви идетъ регрессивнымъ путемъ. <...> Въ давнопрошедшія времена, когда германскіе пришельцы—колонисты впервые положили зд сь прочное основаніе католичеству, туземцы бол е были знакомы съ православіемъ. <...> И только въ 16 в., благодаря миссіонерской д ятельности Псково-печерскаго монастыря, значительная часть туземцевъ вновь была возвращена въ лоно православной церкви; это впроч мъ совершилось всетаки въ пред лахъ тогдашнихъ русскихъ влад ній. <...> Впроч мъ, объ этомъ над юсь поговорить подробн е другой разъ. <...> Тед рь же обращусь, къ раскрыт <...>
Латыши_и_эсты-переселенцы_Псковской_губернии.pdf
Изъ окраинь обпшрнаго русскаго государства западная трудн е всего поддается русскому вліянію, не говоря уже о ея слитіи иіи ассиіиляціи съ общ государств ннымъ организмомъ. Если ж приходится приписать часть причинъ долгой и упорной обособленности западной окраины, я разум ю пространство, населяемое латышами и эстами, географическому и этнографическому я положенію, но безспорно главн йшихъ причинъ этого явленія сл ду тъ искать, во первыхъ, въ отсутствіи ц лесообразной политики въ этой окраин , во вторыхъ, въ упорномъ отстаиваніи своей самобытности, такъ называемыми, балтійскими культуртрегерами. Оставляя зд сь въ сторон вопросъ о причинахъ нов йшихъ перес леній эстовъ и латышей въ сос днія и отдал нныя губерніи русской имперіи,—переселеній, принимающихъ все бол е и бол е обширные разм ры, несмотря на то, что, по всеобщему ув ренію лифляндскихъ господъ, окраина эта въ экономическомъ отяошеніи далеко опередила остальныя части имперіи и не оставляетъ желать ничего лучшаго, я обращу въ настоящей стать вниманіе читателей главнымъ образомъ на религіозное положеніе новопоселенц въ. Поразительное явлені представляется нашимъ тлазамъ, когда мы взглянемъ и на давно прошедшее этой окраины и сопоставямъ его съ ближайшимъ настоящимъ. Нельзя не подивиться тому грустному обстоятельству, что невидимому миссіон рская и культивирующая д ятельность въ этой окраин русской православной церкви идетъ регрессивнымъ путемъ. Въ давнопрошедшія времена, когда германскіе пришельцы—колонисты впервые положили зд сь прочное основаніе католичеству, туземцы бол е были знакомы съ православіемъ. і
Стр.1
— 2 — Съ т гь иоръ, уступая могучей сяд своихъ покорителей—н мдевъ, у нихъ была отнята возможность бмзкаго соприкосновенія к знакомства съ р лигіей своиіъ восточныхъ сос дей. И только въ 16 в., благодаря миссіонерской д ятельности Псково-печерскаго монастыря, значительная часть туземцевъ вновь была возвращена въ лоно православной церкви; это впроч мъ совершилось всетаки въ пред лахъ тогдашнихъ русскихъ влад ній. Однако въ 50-хъ годахъ настоящаго стол тія православная -церковь простерла свои влад нія далеко въ цред лысамоі окраины. Но увы! она не могла воспользоваться своимъ пріобр теніемъ и въ короткое время влад нія ея если и не сд лались номинальными, то но крайней м р сократились до весьма малыхъ разм ровъ. Впроч мъ, объ этомъ над юсь поговорить подробн е другой разъ. Тед рь же обращусь, къ раскрытію того, какъ въ нов йш е время исполня тъ свое миссіонерское призвані православная церковь въ своихъ собственныхъ влад ніяхъ близъ этой окраины. Еакъ въ 60-хъ годахъ она была призвана просв щать лифляндскихъ туземцевъ на м стахъ ихъ древнихъ поселеній, такъ въ самое посл днее время ей суждено играть ту же роль въ собственныхъ исконныхъ влад ніяхъ, именно среди переселенц въ псковской губерніи—латышей и эстовъ. Нужно бы повидимому ожидать, что деятельность ея на этомъ поприщ должна быть особенно усп шна и плодотворна. Можно бы также думать, что взаимное знакомство должно быть гораздо поін е и ближе, ч мъ это было въ древн йшія времеЬа. Еъ сожал нію въ д йствительности не оказывается ни того, ни другого, йсторія какъ будто присудила н когда славному пригороду Великаго Новгорода и грозному защитнику Руси отъ вторженія въ нее своеобразной балгійскоі культуры опуститься на ступень пассивнаго зрителя вторженія въ его пред лы чуждыхъ для него формъ западной культуры, я разум ю зд сь лютеранство съ н мецкимъ языкомъ и образовані мъ. Причины выселенія изъ Іифіяндіи существовали давно у коренныхъ жителей ея, но они, хотя и освобожденные номинально изъ кр постной зависимости, въ д йетвитеіьности и посл освобожденія были строго прикр плены къ стран . Поэтому когда имъ
Стр.2
— 3 — въ 60-хъ годахъ было разр ж но выселяться, то они потянулись сперва въ сос днія губерніи псковскую и с,-петербургскую, а потомъ и въ самые отдаленные края имперіи. П ресел нія особенно усилились посл 61 года, когда на Руси совершилось освобожденіе кр стьянъ. Пересел ні происходило безразлично, независимо отъ в роиспов данія; можно утверждать, что въ процецтноиъ отношеніи выселялось бол е православныхъ, такъ какъ. они составляли и составляютъ б дн йшій классъ народа, но сравнительно количество переселенц въ лютеранъ значительно бол е л реселенцевъ православныхъ, потому что въ процентномъ отношеніи ихъ бол . Если на родин положені т хъ и другихъ въ религіозномъ отнош ніи почти одно и то же, то этого однако нельзя сказать относительно перес ленц въ. На первый взглядъ всякій можетъ подумать, что православный п р с л нецъ относительно возможности удовлетворенія своихъ р лигіозныхъ потребностей находится въ гораздо бол выгодномъ полож ніи, такъ какъ православныхъ церквей достаточно на новыхъ м стахъ поселеній, между т мъ какъ лютеранскія встр чаются только въ н которыхъ городахъ. Но на сажомъ д л полож ні лютеранъ въ этомъ отношеніи гораздо выгодн . Д ло въ томъ, что о существованш въ изв стномъ приход православныхъ обыкновенно никто и не подозр ва тъ, пока они сами не дадутъ о себ знать. Лютеране же по пер с леніи находятъ уже готовыми молитвенные дома или шріодически въ изв стны сроки им ютъ возможность слушать свое богослуж ніе на родномъ язык и удовлетворить другія религіозныя потребности. Впроч мъ, мн могутъ возразить, что, при близости православныхъ церквей и духовенства, православные эсты всегда легко могутъ удовлетворить религіозныя потребности. На это скажу, что на самомъ д л они р дко за требами обращаются къ м стному православному духовенству* Несомв нно, что сопряженная съ этимъ матеріальныя издержки и н пониманіе богослуж нія и русской р чи, чего въ Лифляндіи у нихъ не было, служатъ однимъ изъ самыхъ с рь зныхъ мотивовъ, заставляющихъ ихъ чуждаться православнаго духовенства. Еакъ бы то ни было, но фактъ на лицо, что для удовлетвор нія церковныхъ требъ, они по большей части обраща
Стр.3