Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКаптерев Николай Федорович
Издательствотип. Л.Ф. Снегирева
Страниц577
ID59648
Каптерев, Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях / [Соч.] Н. Каптерева; Н.Ф. Каптерев .— : тип. Л.Ф. Снегирева, 1885 .— 577 с. — URL: https://rucont.ru/efd/59648 (дата обращения: 19.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Въ теченіе н сколькихъ стол тій Гусь въ церковно - нравительственномъ отношеніи была только часгыО| константинопольскаго патріархата, обреченною вос производить въ себ то, чп> было выработано и уставовлево греческою церковью, обязанною всегда и во всемъ быть в рною своей руководительниц , быть ея отображеніемъ, копіею. <...> Р шительное подчиненіе русской религіозной жизни греческому вліянію усиливалось еще т мъ обстоятельствомъ, что митрополитъ, глава и управитель всей рус ской церкви, избирался и поставлялся конставтинопольскимъ патріархомъ uo f большей части изъ грековъ; что вс возникавшіе на Руси вопросы, недоум нія, споры, сомн нія р шалъ константивопольскій патріархъ, которому принадлежалъ верховный надзоръ и верховное водительство вс ми русскими церковными д лами. <...> Верховныя права константинопольскаго патріарха надъ русскою церковью еще не отрицаются, онъ по прежнему ставить митрополитовъ на Русь, но ему все чаще и чаще приходится ставить не только русскихъ, но именно т хъ, кого посылаетъ къ нем для посвященія великій князь, который неохотно и съ тру домъ начинаетъ принимать митрополита, не своего избран ника. <...> Въ этомъ уже сказалась довольно глубокая перем на въ отношеніяхъ русскихъ къ греческой церкви,—предше ствующее всец лое иодчиненіе русской церкви греческом въ церковно-правительственномъ отвошеніи теперь кажется русскимъ уже ст снительнымъ и несяраведливымъ, хотя - 5 верховныя права конетантинопольскаго патріарха надъ рус скою церковью еще и не отрицаются. <...> Когда Йсидоръ воротиле л съ собора, то отъ него и его спутниковъ русскіе узнаютъ, что греческій императоръ. патріархъ <...>
Характер_отношений_России_к_православному_Востоку_в_XVI_и_XVII_столетиях.pdf
• / ,'• ХАРАКТЕРЪ ОТНОШЕНІЙ РОССІИ къ ПРАВООЯА.ВНОМУ ВОСТОКУ въ ХУІ и XYII стол тіяхъ. ^ *f03' (s/ в. и. V*; Н. Каптерева. 1 Замене--!© ? -<і::: с_т^:і^е'^ж2 -Москва, 1885. Тнпографія лГ . Орегпр^ва. Остоженка, Савеловскій пор., д. Снегиревой.
Стр.1
t Отъ Московскаго Комитета дія цензуры духовныхъ книгъ печатать доЬ*\ч зволяется,.Москва. Декабря 19 двя 1884 года. > . Цензоръ Архимандритъ Амфилохій. і 2007231384 Изъ «Чтеній въ Обществ Любителей Духовнаго Просв щенія. 1883 и 1884 г
Стр.2
^ ВВВДЕІІЕ. Иринявъ отъ грековъ христіанство й встуиивъ ^резг это въ семью европейсквхг государствъ. русскіе должны были построить всю свою жизнь согласно новымъ для нихъ христіански-культурнымъ требованіямъ. Имъ, какъ народу только чп) еще начинавгаему свою историческую жизнь, приходилось все строить и уряжать у себя съ самаго начала. Вт силу того историческаго закона, но которому в&культурный народъ всегда подчиняется другому, обладающему старою, развитою культурою^ и находится подъ его духовною опекою до т хъ поръ^ пока не наживетъ своего собственнаго культурнаго капитала, — русскіе веобходимо должны были, на первых% порахъ своей жизни, подчиниться вліЬвію и опек просв тителей своихъ христіанствомъ—грековъ. Съ какой бы стороны русскій пи сравнпвалъ себя й свое съ греческимъ, онъ долженъ былъ признать р ши|гельное иревюсходство надъ своимъ всего греческаго, долженъ былъ признать, что грекъ мудр е его, бол е опытенъ, св дущъ и, что главное,—бол е образованъ. Все, на что молодая русская жизнь заявляла свои запросы и требованія, на все могла дать отв ты, всему могла удовлетворить зр лая и развитая культура грековъ. Русскому, поэтому, приходилось брать все готовымъ у грековъ и пересаживать взятое на свою еще д вственную почву, приходилось всему учиться у грека, подражать ему и въ конц концовъ смотр ть на вето какъ на своего руководителя и опекуна, йвгаго образца, йеаго нрим ра для подражанія руескіе не им ли предъ
Стр.3
глазами, такъ к&къ этимг инымг могъ быть только латинскій аападъ. но онъ былъ отгорожеиъ отъ нихг сакош кр икою и неаронйцае ,ою ст ною. Греки jpa иервыхг же иорахъ позаботились внушить р сскимг аредетавденіе о латияянахь. какъ о сазшхъ злыхъ еретикахъ, съ которыми не сл дуетъ вступать ни пъ какі« сношонія, коюрыхъ всегда и всячески нужно сторониться. Эти внушенія им лн полный усп хг, ч мъ надолго уничтожена была возможность сближенія р\сских'ь съ бол е образованнымъ западомъ. Всл дствіе ^того обстоятельства, греческі^ авторитетг на Руси д йствовалг безъ пом хи^ безъ кйнкурренціи, а ио^ тому необходимо особенно сильно, всесторонне и продолжительно. Въ теченіе н сколькихъ стол тій русскіе мало или даасе вовсе но выражали д лтельпаго желанія избавиться отъ греческой опеки, хотя конечно и вид ли н которыя ея неудобный для себя стороны; грекь, какъ представитель и носитель высшей христіанско-европейской культуры, былъ для нихъ р шительно необходимъ, и зам нить его, до поздн йшаго сб^иженія съ западомъ, было нек мъ. Вс стороны русской жизни бол е или мен е испытали на себ греческое вліяніе, но главнымъ центральнымъ нунктомъ, на котооомъ греческое вліяніе чувствовалось и сосредоточивалось по преимуществу, гд оно царило всец ло и вс ми признавалось,—бьш; религіозно*церковная жизнь русскаго народа. Въ теченіе н сколькихъ стол тій Гусь въ церковно - нравительственномъ отношеніи была только часгыО| константинопольскаго патріархата, обреченною воспроизводить въ себ то, чп> было выработано и уставовлево греческою церковью, обязанною всегда и во всемъ быть в рною своей руководительниц , быть ея отображеніемъ, копіею. Р шительное подчиненіе русской религіозной жизни греческому вліянію усиливалось еще т мъ обстоятельствомъ, что митрополитъ, глава и управитель всей русской церкви, избирался и поставлялся конставтинопольскимъ патріархомъ uof большей части изъ грековъ; что вс возникавшіе на Руси вопросы, недоум нія, споры, сомн нія р шалъ константивопольскій патріархъ, которому принадлежалъ верховный надзоръ и верховное водительство вс ми русскими церковными д лами. Уто всец лов подчиненіе
Стр.4
— 3 - русской церкви константинопольской: греки считали вполн остествеынымъ и даже необходимымъ, чтобы насадить и укоренить на Руси православіе, поборниками, предстанителями к авторитетными знатоками котораго они считали только себя. Они лучше и в рн е знали, что православно и что н тъ, и потому лучше вс хъ могли руководить религіозною жизнью молодаго, неопытнаго еще народа, лучше вс хъ могли оберечь и охранить его отъ возможныхъ огаибокъ, заблужденій и сторонішхъ вредныхъ вліяній. Съ своей стороны русскіе, въ сознапіи своей неопытности и незр лости ъъ христіанской жизни, безусловно отдали себя водительству бол е зр лыхъ и опытных'ь грековъ. Сомн ній въ ихъ пригодности для такой роли, сомн пій въ ихъ компетентности въ д лах-ь в ры, а т мъ бол е въ ихъ безусловной преданности православію тогда еще не существовало: грека въ глазахъ тогдашнихъ русских1 честивыми и бол е святыми, нежели они, - русскіе 1 Такъ, всл дствіе припятш русскими христіанства отъ *, были люіъми, бол е благо). грековъ, произошло не только простое сближеніе одного народа съ другимъ и не одно только культурно религіозное подчиненіе русскихъ грекамъ, но и прямое церковно-административное подчинеігіе русской церкви греческой. Такія отношенія. разъ установившись, благодаря политической, религіозной и культурной незр лости русскихъ, могли продолжаться очень долго. Но эти отпошенія должны были сильно изм ниться, какъ скоро у русскихъ явилось сознаніе своей политической и народной силы, не допускающей какой-либо видимой, р зко выраженной зависимости отъ другаго народа, какъ скоро русскіе въ д лахъ в ры и благочестія сознали себя ни въ чемть не уступающими грекамъ, а свою церковь настолько выросшею и окр пшею, что она уже не нуждалась бол е въ дальн йгаей оиек и руковод* ств съ чьей бы то ни было стороны, Наконецъ, греческое вліяніе на Руси, опиравшееся на культурное превосходство грековъ надъ русскими, должно было пасть окончательно: или когда русскіе усп ютъ запастись, съ теченіемъ вреі) ІТосл принлтія хрястіанства отъ грековъ, говорить Одеарій, „русскіе стали считать грековъ за людей, калъ бы бол е святыхъ и набожныхъ, ч къ они, русскіе" (Чт. общ. ист. и древл. 1868 г. ЯИІ. 4, стр. 308).
Стр.5