№ 1 [43] 2017 © Кирнозе З. И., 2017 УДК 78.01 МУЗЫКА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ В статье на основе сопоставительного анализа музыки и литературы предлагаются методы изучения музыки, плодотворные как для выявления ее специфики, так и для определения ее общности с искусством словесности. <...> Ключевые слова: музыка, трансмузыкальность, методы, литература, звук, слово, диалог Представление о том, что искусство являет собой систему, сформировалось еще в XIX веке Гегелем, определившим, что в восприятии различных видов искусства лежит понятие диалога. <...> Акт общения между двумя и более индивидуумами основан на взаимном понимании, сообщении информации от одного человека к другому или многим лицам. <...> Искусство, понимаемое как синтез его различных видов внутри общей системы, предполагает присутствие творца, «продуцирующего субъекта» в контексте реальности, внешние формы «наличного бытия» и потребителя искусства «созерцающего субъекта», каким может быть читатель, слушатель музыки или зритель живописного произведения «преклонившимся перед произведением искусства». <...> Три названные части системы начинают работать «и являть себя» в произведении искусства при условии прямых и обратных связей. <...> В формуле Гегеля его идея может быть выражена схемой: субъект, продуцирующий произведение — субъект созерцающий и преклоняющийся. <...> Эту общую для музыки и литературы схему возможно увидеть в трехчастной форме: автор – произведение – потребитель. <...> В случае музыки автор — это композитор либо исполнитель музыкального произведения. <...> Важно отметить, что в центре системы — музыкальное произведение от самого сложного до простейшего. <...> Кроме гениально найденной идеи Гегеля — прямых и обратных связей — остановимся также на числе три, неслучайно ставшем сакральным и зафиксированным в Ветхом и Новом завете как нерасторжимое единство Бога-Отца, Сына и Святого Духа. <...> Иллюстрация ветхозаветной троицы Рублева в этом смысле может быть названа единством <...>