УДК 78.072 МАКС РЕГЕР НА СТРАНИЦАХ «РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ» Статья, приуроченная к столетию со дня смерти Макса Регера, рассматривает вопросы освещения его творчества на страницах крупнейшего российского музыкального издания конца XIX – начала XX века. <...> Ключевые слова: романтизм, модернизм, полифония, фортепиано, орган, дирижирование «Русская музыкальная газета» на протяжении четверти века — с 1894 по 1918 годы — являлась ведущим музыкальным изданием России. <...> Постоянный фактор русской музыкальной жизни, РМГ (как ее сокращенно называли и называют) серьезно влияла на отношение к тому или иному явлению в музыкальном мире, в известной мере формируя российское общественное мнение в области музыкального искусства. <...> Естественно, РМГ обращала особое внимание на новые имена во всех сферах музыкальной культуры — в исполнительстве, педагогике и в первую очередь в композиторском творчестве. <...> Были, конечно, исключения (например, Григ, музыка которого находилась вне какого бы то ни было критического анализа, или, наоборот, Шенберг, в сути творчества 13 которого РМГ не смогла, а вероятно, и не могла разобраться). <...> Новое поколение немецких мастеров, конечно, находилось в поле зрения РМГ. <...> В первую очередь Рихард Штраус, сенсационность и экстравертность творчества которого не предполагала нейтрального к себе отношения. <...> Характеристика творчества Макса Регера также не стала излюбленной темой РМГ. <...> Но — что хочется особо подчеркнуть — музыка Регера всегда была поводом для противоречивых и парадоксальных суждений. <...> Надо полагать, включение данного опуса в программу было неслучайным: именно в это время познакомился с его сочинениями один из ведущих русских музыкальных критиков Вячеслав Каратыгин, ставший постоянным ревнителем, пропагандистом и защитником регеровского творчества в России. <...> «К сожалению, — пишет Финдейзен, — этот серьезный и очень оригинальный мастер у нас почти не исполняется, не считая исполненных <...>