Государство и паломничества мусульман в Туркестане Imperial authorities and the Muslim pilgrimage within Тurkestan Владимир Литвинов Vladimir Litvinov (Bunin Yelets State University, Russia) О Русском Туркестане сегодня пишут мало, в постсоветский период наметилась тенденция изучать историю Российского государства в рамках его нынешней территории. <...> Поэтому изучение прошлого империи в её целостности принесёт пользу историографии всех стран, некогда входивших в её состав. <...> Термин «Русский Туркестан» использовался не только в дореволюционной, но отчасти и в советской, и в зарубежной1 историографии, публицистике, обозначая те территории Средней Азии, которые управлялись непосредственно царской администрацией, поскольку здесь существовали также Бухарский эмират и Хивинское ханство, находившиеся под протекторатом Российской империи, но не входившие в её состав. <...> Русский Туркестан существовал с момента учреждения 12 февраля 1865 г. Туркестанской обл. до Февральской революции 1917 г. В административно-территориальном отношении до 1898 г. (формально даже до лета 1899 г.) данный регион не был единым. <...> В отдельные годы здесь существовало не только Туркестанское генерал-губернаторство, но и не подчинявшаяся ему Закаспийская обл., образованная в 1881 г., и Семиреченская область, являвшаяся частью Степного края (с центром в Омске). <...> В 1898 г. все пять областей Русского Туркестана (Закаспийскую, Семиреченскую, Самаркандскую, Сырдарьинскую и Ферганскую) включили в Туркестанский край, находившийся в ведении Военного министерства. <...> «Русский режим в Средней Азии, – писал он, – не допускает никакой антиисламской пропаганды и запрещает обращение мусульман в христианство. <...> Такая религиозная политика русских властей выгодно отличается от действий англиканской церкви в наших колониях, чья миссионерская активность является просто поразительной, поскольку она жаждет создавать христианских неофитов, даже там, где они пока ещё не стали британскими © 2017 г. В.П. Литвинов 1 См <...>