1 07 Влияние агрессивной среды на прерывистую деформацию алюминий-магниевого сплава АМг6 © А.А. Шибков, А.А. Денисов, А.Е. Золотов, С.С. Кочегаров Тамбовский государственный университет им. <...> Г.Р. Державина, Тамбов, Россия E-mail: Shibkov@tsu.tmb.ru Поступила в Редакцию 30 мая2016 г. Экспериментально установлено, что молекулярный (химический) процесс травления поверхности деформируемого алюминий-магниевого сплава АМг6 вызывает развитие макроскопического скачка пластической деформации амплитудой несколько процентов. <...> С помощью численного моделирования процесса травления поликристаллического твердого тела показано, что в ходе травления морфология фронта коррозии меняется от евклидовой (плоской) к фрактальной (шероховатой). <...> Полученные результаты свидетельствуют о ключевой роли состояния поверхности на развитие макроскопической механической неустойчивости материала, демонстрирующего эффект Портевена–Ле Шателье. <...> Введение Многие алюминиевые авиационные сплавы проявляют механическую неустойчивость, которая выражается в явлении прерывистого течения, известного как эффект Портевена−Ле Шателье (ПЛШ)[1]. <...> Эффект ПЛШ связан с локализацией пластической деформации в полосах, которые ухудшают формуемость сплавов и могут вызвать внезапное разрушение как при металлообработке, так и в условиях эксплуатации. <...> Вместе с тем, одним из важнейших факторов, влияющих на долговечность и живучесть авиационных алюминиевых сплавов, является коррозия под напряжением. <...> Механизмы коррозии под напряжением алюминий-магниевых сплавов, рассмотренные в работах [7–13], включают: а) механизм межкристаллитного растрескивания в результате селективного растворения вторичной β(Al3Mg2)-фазы, выделяющейся по границам зерен в сплавах с содержанием магния больше 3% [2] либо вследствие распространения трещин в зоне, обедненной магнием вдоль границ зерен [14,15] или в результате водородного охрупчивания [7,11,13,16,17];б) механизм транскристаллитного <...>