Ключевые слова: коренные народы Севера, ханты, манси, селькупы, ненцы, эвенки, торговля и обмен, магазин, снабжение и потребление, бюджет и наличные деньги, алкоголь и алкоголизм В статье анализируются полевые материалы автора по организации торговли, собранные в сельских селениях хантов, манси, лесных ненцев, селькупов и эвенков в 1950–1980-х годах. <...> Рассматриваются вопросы: снабжения – завоза продуктов и товаров, их ассортимента и дефицита; связи торговли и бюджета (значение наличных денег); потребления и доли алкогольных напитков, борьбы с алкоголизмом. <...> В полевом дневнике 1962 г., который я вела во время посещения поселка Овгорт (р. <...> Обь), содержится запись: …алкогольные напитки завозятся в неограниченном количестве и в первую очередь. <...> Население уже обращалось в рыбкооп и райпотребсоюз, жалуясь, что не хватает товаров (например – детской обуви), а вина – избыток. <...> Вчера бухгалтер рыбкоопа в пьяном виде стащил в магазине три бутылки вина, второй отобрал вино у ханта, выпил его и избил ханта (ПМА 4: 1989). <...> 98 Этнографическое обозрение № 1, 2017 докладные записки и принимающиеся меры, с 1960-х по 1980-е годы картина мало изменилась. <...> На их основании я хотела бы поставить вопрос о том, что представляла собой жизнь коренных народов Обского Севера в советское время с точки зрения организации торговли. <...> Последняя рассматривается сегодня либо как результат генетической предрасположенности (учитывая специфический характер пьянства и алкоголизма) у коренных народов Севера, либо с точки зрения их “социальной дезадаптации”, т.е. как результат реорганизации хозяйств, “сселения и оседания”, сосредоточения населения в крупных поселках, утери привычных уклада жизни и мироощущения (Пивнева 2005). <...> Но почему, как я отметила в своем дневнике (см. выше), “алкогольные напитки завозятся в неограниченном количестве и в первую очередь”? <...> В 1950–1980-х годах я работала среди хантов, манси и лесных ненцев Ханты-Мансийского (Югра) (ХМАО) и Ямало-Ненецкого <...>