Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вопросы философии  / №4 2017

Тела и тени (герменевтика Д. Мережковского в 1920-е годы) (200,00 руб.)

0   0
Первый авторБонецкая Наталья Константиновна
Страниц11
ID590083
АннотацияФилософия Серебряного века раскрывается ныне в виде галереи портретов мыслителей. Мы воспринимаем их как собеседников, интимных друзей. Обязанные им во многом нашим собственным мировоззрением, мы продолжаем вести с ними диалог, который в принципе бесконечен. В данной статье исследуется герменевтика и новая экзегеза позднего (1920–1930) Мережковского. Герменевтическое предмнение, с которым мыслитель приступает к истолкованию Евангелия в “Иисусе Неизвестном” (1932), обозначено в его книгах “Тайна Трех” (1925) и “Атлантида – Европа. Тайна Запада” (1930). Но зародилось оно уже в 1900-е гг. – в труде о Толстом и Достоевском и в первой романной трилогии. Автор ставит вопрос о трансформации философских интересов Д. Мережковского на протяжении его творческого пути. От ницшеанской по сути этики к философии религии: таким видится вектор этих метаморфоз. Исследуя в 1920-х гг. религиозные культы древности (Египет, Вавилон, Крит и т.д.), Мережковский вводит понятие “перворелигии” – общего семантического ядра языческих таинств, роднящих их также с христианством. Религия будущего, на взгляд Мережковского, соединит в себе христианские и древнеязыческие аспекты. Также сопоставляется интерпретация древних религий у Мережковского с толкованием “мистерий древности” Р. Штейнером. Русский теист пытается создать образ “Неведомого Бога” грядущих времен; гностик и теософ Штейнер рассматривает духовное развитие человечества с эзотерической позиции.
Бонецкая, Н.К. Тела и тени (герменевтика Д. Мережковского в 1920-е годы) / Н.К. Бонецкая // Вопросы философии .— 2017 .— №4 .— С. 160-170 .— URL: https://rucont.ru/efd/590083 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Герменевтическое предмнение, с которым мыслитель приступает к истолкованию Евангелия в “Иисусе Неизвестном” (1932), обозначено в его книгах “Тайна Трех” (1925) и “Атлантида – Европа. <...> От ницшеанской по сути этики к философии религии: таким видится вектор этих метаморфоз. <...> Исследуя в 1920-х гг. религиозные культы древности (Египет, Вавилон, Крит и т.д.), Мережковский вводит понятие “перворелигии” – общего семантического ядра языческих таинств, роднящих их также с христианством. <...> Религия будущего, на взгляд Мережковского, соединит в себе христианские и древнеязыческие аспекты. <...> Также сопоставляется интерпретация древних религий у Мережковского с толкованием “мистерий древности” Р. <...> Русский теист пытается создать образ “Неведомого Бога” грядущих времен; гностик и теософ Штейнер рассматривает духовное развитие человечества с эзотерической позиции. <...> Эволюция идей для нас делается неотрывной от биографий: прочность, истинность © Бонецкая Н.К., 2017 г. 159 учения поверяется судьбой мыслителя. <...> Дмитрий Мережковский, чья идея видится где-то между идеями Шестова и Иванова (он признающий авторитет Библии симпатизант язычества и воззрений Ницше), в 1920–30-х гг. позиционировал себя как независимого евангельского христианина. <...> С другой стороны, начиная с очерка “Акрополь” (книга “Вечные спутники”, 1897 г.) и вплоть до апофеоза Елевзинских таинств в труде 1930 г. “Атлантида – Европа” Мережковский ценностно ориентируется на феномен Афин (как Шестов – на “Иерусалим”). <...> И к концу творческого пути для мыслителя делается прямо-таки фундаментальной роль афинского алтаря “Неведомому Богу” (Деян. <...> Можно в принципе говорить о единстве нового религиозного сознания (ниже НРС) Мережковского на протяжении всей его жизни с не меньшим правом, чем о неизменной верности Иванова – Ницше, распятому Дионису, а Шестова – Богу-Абсурду. <...> Если для ницшеанца Иванова основным сочинением Ницше было “Рождение трагедии из духа музыки”, а для Шестова <...>