Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы философии  / №4 2017

Гоголь, Достоевский и “социальное христианство” (200,00 руб.)

0   0
Первый авторКибальник Сергей Акимович
Страниц9
ID590082
АннотацияТак называемый “русский социализм” Ф. М. Достоевского, как он сам называет его в “Дневнике писателя”, давно и справедливо связывается с французским “социальным христианством”, наиболее ярким представителем которого был Ф.-Р. де Ламенне. В то же время этот “русский социализм” и весь комплекс социально-философских убеждений Достоевского 1860–1880-х гг. чрезвычайно напоминает позднего Гоголя. В статье проведен ряд параллелей между двумя русскими классиками, и обращается внимание на то, что те же самые взгляды, которые обычно в целом сочувственно излагаются исследователями, коль скоро речь идет о Достоевском, как правило, подвергаются нелицеприятной критике, как только разговор заходит о позднем Гоголе. Данное сходство помимо некоторой зависимости Достоевского от Гоголя объясняется ориентацией обоих на сходные течения в западноевропейской социально-философской мысли и в первую очередь на “социальное христианство”. Гоголя, как и Достоевского, с “социальным христианством” сближает один из центральных его принципов: устремленность к перестройке общественных отношений на подлинно христианских началах, предусматривающих равнение на Христа и христианский идеал братства между людьми, независимо от их сословной принадлежности. Вопреки мнению некоторых исследователей, именно Гоголь, наряду с Чаадаевым, Достоевским и Толстым, более других русских писателей и мыслителей вдохновлялся Ламенне, причем не только его “Словами верующего” (1834), но и другими сочинениями. С учетом этого влияния известная переписка Белинского с Гоголем может быть квалифицирована как полемика утопического социалиста с представителем “социального христианства”.
Кибальник, С.А. Гоголь, Достоевский и “социальное христианство” / С.А. Кибальник // Вопросы философии .— 2017 .— №4 .— С. 151-159 .— URL: https://rucont.ru/efd/590082 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кибальник Гоголь, Достоевский и “социальное христианство”* Так называемый “русский социализм” Ф. М. Достоевского, как он сам называет его в “Дневнике писателя”, давно и справедливо связывается с французским “социальным христианством”, наиболее ярким представителем которого был Ф.-Р. де Ламенне. <...> В то же время этот “русский социализм” и весь комплекс социально-философских убеждений Достоевского 1860–1880-х гг. чрезвычайно напоминает позднего Гоголя. <...> В статье проведен ряд параллелей между двумя русскими классиками, и обращается внимание на то, что те же самые взгляды, которые обычно в целом сочувственно излагаются исследователями, коль скоро речь идет о Достоевском, как правило, подвергаются нелицеприятной критике, как только разговор заходит о позднем Гоголе. <...> Данное сходство помимо некоторой зависимости Достоевского от Гоголя объясняется ориентацией обоих на сходные течения в западноевропейской социально-философской мысли и в первую очередь на “социальное христианство”. <...> Гоголя, как и Достоевского, с “социальным христианством” сближает один из центральных его принципов: устремленность к перестройке общественных отношений на подлинно христианских началах, предусматривающих равнение на Христа и христианский идеал братства между людьми, независимо от их сословной принадлежности. <...> Вопреки мнению некоторых исследователей, именно Гоголь, наряду с Чаадаевым, Достоевским и Толстым, более других русских писателей и мыслителей вдохновлялся Ламенне, причем не только его “Словами верующего” (1834), но и другими сочинениями. <...> С учетом этого влияния известная переписка Белинского с Гоголем может быть квалифицирована как полемика утопического социалиста с представителем “социального христианства”. <...> КИБАЛЬНИК Сергей Акимович – доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета. <...> Гоголь, Достоевский и “социальное христианство” // Попытки создать <...>