Кибальник Гоголь, Достоевский и “социальное христианство”* Так называемый “русский социализм” Ф. М. Достоевского, как он сам называет его в “Дневнике писателя”, давно и справедливо связывается с французским “социальным христианством”, наиболее ярким представителем которого был Ф.-Р. де Ламенне. <...> В то же время этот “русский социализм” и весь комплекс социально-философских убеждений Достоевского 1860–1880-х гг. чрезвычайно напоминает позднего Гоголя. <...> В статье проведен ряд параллелей между двумя русскими классиками, и обращается внимание на то, что те же самые взгляды, которые обычно в целом сочувственно излагаются исследователями, коль скоро речь идет о Достоевском, как правило, подвергаются нелицеприятной критике, как только разговор заходит о позднем Гоголе. <...> Данное сходство помимо некоторой зависимости Достоевского от Гоголя объясняется ориентацией обоих на сходные течения в западноевропейской социально-философской мысли и в первую очередь на “социальное христианство”. <...> Гоголя, как и Достоевского, с “социальным христианством” сближает один из центральных его принципов: устремленность к перестройке общественных отношений на подлинно христианских началах, предусматривающих равнение на Христа и христианский идеал братства между людьми, независимо от их сословной принадлежности. <...> Вопреки мнению некоторых исследователей, именно Гоголь, наряду с Чаадаевым, Достоевским и Толстым, более других русских писателей и мыслителей вдохновлялся Ламенне, причем не только его “Словами верующего” (1834), но и другими сочинениями. <...> С учетом этого влияния известная переписка Белинского с Гоголем может быть квалифицирована как полемика утопического социалиста с представителем “социального христианства”. <...> КИБАЛЬНИК Сергей Акимович – доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета. <...> Гоголь, Достоевский и “социальное христианство” // Попытки создать <...>