25–36 Религия, философия религии и “глокальное религиоведение”: между “экзотикой”, “совестью” и “профессионализмом” (к дискуссиям на Конгрессах российских исследователей религии)* Е. И. Аринин Статья анализирует основные этапы формирования значений слова “религия”, ставшего одним из ключевых терминов современной философской культуры. <...> Выделяются три модели нормативного понимания религии в российских источниках: “конфессиональная”, “имманентная” и “атеистическая”, обусловленные конкретным историческим контекстом. <...> Ставится проблема необходимости достижения экспертного консенсуса по ключевым аспектам роли религиозных организаций в современном обществе. <...> АРИНИН Евгений Игоревич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и религиоведения Владимирского государственного университета имени А. <...> eiarinin@mail.ru Статья поступила в редакцию 16 октября 2016 г. Цитирование: Аринин Е. И. <...> Религия, философия религии и “глокальное религиоведение”: между “экзотикой”, “совестью” и “профессионализмом” (к дискуссиям на Конгрессах российских исследователей религии) // Вопросы философии. <...> Начиная с 1990-х гг. в России сложилось несколько университетских кафедр и научных центров, где исследованием религии занимаются философы, историки, филологи, психологи, антропологи, социологи и представители целого ряда других наук [Российское религиоведение 2016, 3–4]. <...> Возникла ситуация своего рода “глокального религиоведения” (от “global”, всемирный, и “local”, местный), то есть многообразия институциональных форм соединения “центра” и “периферии”, “столиц” и “регионов”. <...> Так, только в 2015 г. в академических журналах и СМИ между представителями таких институций развернулась целая серия диспутов, среди которых наибольший резонанс вызвали обсуждения особенностей советского религиоведения, “Церкви Сайентологии” и “признаков экстремизма” в Священных Писаниях [Шахнович 2015, 185–197; Панин <...>