154–162 Р.В. Светлов Юлиан Отступник и его «Письмо к общине иудеев»* Мы предлагаем новый перевод на русский язык «Письма к общине иудеев» Юлиана Отступника и его анализ в следующих аспектах. <...> Соответствие содержания письма религиозной политике Юлиана, в том числе политике по отношению к иудейской общине. <...> Соответствие содержания письма имеющейся информации о проекте Юлиана по восстановлению иерусалимского Храма и Иерусалима как иудейского города. <...> Формы публичной коммуникации между властью и подданными в эпоху Юлиана. <...> В результате рассмотрения мы предполагаем, что письмо является не подделкой, но свидетельством о важном повороте внутриимперской религиозной политики Юлиана. <...> КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Юлиан Отступник, эпистолярное наследие Юлиана, религиозная политика Римской империи. <...> СВЕТЛОВ Роман Викторович – доктор философских наук, профессор Института философии Санкт-Петербургского государственного университета. <...> spatha@mail.ru Статья поступила в редакцию 1 октября 2016 г. Цитирование: Светлов Р. В. <...> Юлиан Отступник и его «Письмо к общине иудеев» // Вопросы философии. <...> Примеры милосердия (clementia) как государственного принципа, подразумевавшего сознательное воздержание от избыточного применения силы по отношению к общине иудеев, довольно редки, а уж попытка Юлиана Отступника протянуть руку дружбы, или по крайней мере публично заявить о сближении, является исключением. <...> О таких сборниках нам известно из Аммиана Марцеллина (XVI, 8, 7), их имели в руках церковные историки Сократ и Созомен. <...> Но тогда получается, что именно в то же самое время Юлиан принял решение о восстановлении иерусалимского Храма (речь об этом пойдет ниже) и даже написал “Письмо к общине иудеев”! <...> Отвечая на собственный вопрос – “Что скажут упрекающие нас в этом 156 иудейские пророки о своем собственном храме, трижды разрушенном и до сих пор не восстановленном? <...> Упомянем и следующую – гипотетическую – причину добрых слов в отношении иудейских общин <...>