Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА  / №3 2017

Понятие естественного права и его развитие в истории моральной философии (176,00 руб.)

0   0
Первый авторСочилин
Страниц7
ID588796
АннотацияВ статье рассмотрена логическая структура и история развития понятия «естественное право» (jus naturāle) в рамках доновоевропейской истории европейской моральной философии: греко- и латиноязычной. Выделены практико-юридический и теоретико-философский аспекты концепции естественного права. Указана необходимость исследования второго аспекта с целью прояснения общих теоретических оснований юриспруденции и этики, а также повышения эффективности их междисциплинарной коммуникации. Обоснован подход к анализу понятия «естественное право» с позиции методологии дисциплины «история понятий». Вкратце обрисована парадигма, на которой построено представленное исследование. Проанализирована противоречивость понятия «естественное право», которая была зафиксирована в так называемой дискуссии physis — nomos (природа vs. установление) в древнегреческой философии. Продемонстрирована роль этого противоречия в развитии теории естественного права. Выделены две линии развития теории естественного права, соответствующие двум сторонам этого противоречия: теория человеческой природы (разумной и социальной), с одной стороны, и теория естественной нормативности (субъекта и объекта требования естественного закона) — с другой. Показана роль древнегреческой философии и христианской теологии в развитии этих теорий. Эксплицирована связь «естественного права» с ключевыми понятиями, обеспечивающими его теоретический контекст: человеческая природа, разумная природа (natūra rationālis), естественная «общественность» (societas) человека, моральное действие (actus morālis, actio morālis), естественный закон (lex naturālis), божественный закон (lex divīna), совесть (conscientia). Историко-философский контекст развития теории естественного права проиллюстрирован рядом парадигмальных формулировок из произведений наиболее значимых мыслителей, разрабатывавших те или иные стороны теории — от Аристотеля до Гуго Гроция. Отмечен терминологический и концептуальный разрыв между античной, средневековой и ранненовоевропейской моральной философией, с одной стороны, и современными гуманитарными и общественными науками — с другой. Указана необходимость его преодоления посредством анализа философских оснований этической и юридической мысли, зафиксированных в философской традиции естественного права
Сочилин, А.А. Понятие естественного права и его развитие в истории моральной философии / А.А. Сочилин // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА .— 2017 .— №3 .— С. 50-56 .— URL: https://rucont.ru/efd/588796 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Понятие естественного права и его развитие в истории моральной философии А. А. Сочилин* Понятие естественного права и его развитие в истории моральной философии Аннотация. <...> В статье рассмотрена логическая структура и история развития понятия «естественное право» (jus naturāle) в рамках доновоевропейской истории европейской моральной философии: греко- и латиноязычной. <...> Выделены практико-юридический и теоретико-философский аспекты концепции естественного права. <...> Указана необходимость исследования второго аспекта с целью прояснения общих теоретических оснований юриспруденции и этики, а также повышения эффективности их междисциплинарной коммуникации. <...> Обоснован подход к анализу понятия «естественное право» с позиции методологии дисциплины «история понятий». <...> Проанализирована противоречивость понятия «естественное право», которая была зафиксирована в так называемой дискуссии physisnomos (природа vs. установление) в древнегреческой философии. <...> Продемонстрирована роль этого противоречия в развитии теории естественного права. <...> Выделены две линии развития теории естественного права, соответствующие двум сторонам этого противоречия: теория человеческой природы (разумной и социальной), с одной стороны, и теория естественной нормативности (субъекта и объекта требования естественного закона) — с другой. <...> Эксплицирована связь «естественного права» с ключевыми понятиями, обеспечивающими его теоретический контекст: человеческая природа, разумная природа (natūra rationālis), естественная «общественность» (societas) человека, моральное действие (actus morālis, actio morālis), естественный закон (lex naturālis), божественный закон (lex divīna), совесть (conscientia). <...> Историко-философский контекст развития теории естественного права проиллюстрирован рядом парадигмальных формулировок из произведений наиболее значимых мыслителей, разрабатывавших те или иные стороны теории — от Аристотеля до Гуго Гроция. <...> Отмечен терминологический и концептуальный <...>