12 ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ И ХИМИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ УДК 621.224 DOI: 10.24160/1993-6982-2017-2-12-19 Причины снижения несущей способности конструктивных элементов гидротурбин при длительной эксплуатации Е.В. Георгиевская Основным механизмом возникновения и развития трещин в лопастной системе вертикальных гидроагрегатов как в приработочный период, так и после длительной эксплуатации на стадии исчерпания ресурса, является накопление усталостных повреждений. <...> Однако причины, местоположение и механизм зарождения, а также скорость развития трещин на ранней стадии эксплуатации и за пределами проектного срока службы существенно различаются. <...> Это не позволяет использовать опыт борьбы с трещинообразованием на лопастях рабочих колес гидротурбин, успешно применяемый в приработочный период, для прогнозирования времени появления дефектов и скорости их развития после продолжительной эксплуатации. <...> В приработочный период развитие разрушений преимущественно связано либо с наличием исходных дефектов и больших концентраторов напряжений геометрического или технологического происхождения, либо с наличием непроектных нагрузок на оборудование. <...> На запроектных сроках эксплуатации повреждения развиваются по другим сценариям: накопление повреждений происходит постепенно под действием относительно небольших динамических нагрузок и сопровождается необратимыми изменениями в состоянии металла. <...> В конечном итоге это приводит к потере несущей способности какого-либо элемента гидротурбины. <...> Особенно актуальной проблема снижения несущей способности ответственных элементов гидротурбины становится при сверхдлительных сроках эксплуатации, превышающих 300 тыс. ч, что соответствует примерно 40 годам эксплуатации. <...> В статье на примере основного ресурсоопределяющего элемента гидротурбины — рабочего колеса — приводятся главные причины снижения его несущей способности, что сказывается на ресурсе гидротурбины <...>