МИРОНОВ Борис Николаевич – профессор Санкт-Петербургского государственного университета, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, Санкт-Петербург, Россия (bmironov@mail.wplus.net). <...> По мнению автора, российские рабочие к 1917 г. не сформировались в класс и не обладали пролетарским мировоззрением, не отличались организованностью и сознательностью. <...> Они были неблагополучной, маргинальной, фрустрированной и криминогенной социальной группой населения имперской России, склонной к радикализму, агрессии, девиации и манипулированию. <...> В этом состояла главная причина их повышенной революционности. <...> Радикализм и агрессивность пролетариев нашли отклик в социал-демократической программе – самой радикальной из всех политических программ 1917 г. Простые и понятные лозунги, умелая пропаганда обеспечили успех большевикам в рабочей среде, а их интенсивная умелая организационная работа позволила мобилизовать пролетариат и направить его энергию в нужное русло – использовать как таран и пушечное мясо революции. <...> Ключевые слова: революция 1917 г. • рабочее движение • рабочий класс • демографическая структура • культурный уровень • маргинальность • фрустрированность • когнитивное развитие рабочих Согласно марксистской концепции, рабочий класс представлял собой главную революционную силу благодаря имманентно присущим ему организованности и дисциплине, духу коллективизма и солидарности, способности к сплоченным действиям и самое главное – благодаря пролетарскому классовому самосознанию, под которым имелось в виду понимание и усвоение символа социалистической веры. <...> Истинный пролетарий должен иметь представление о том, что такое капитализм и социализм, буржуазная и социалистическая революции и как построить социализм. <...> Он также должен осознавать свою ведущую роль в разрушении капитализма и построении социализма, ощущать себя авангардом и гегемоном. <...> В соответствии с нормативной <...>