Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Русская речь  / №2 2017

Авангардное в поэтике «Жизни Клима Самгина» М. Горького (200,00 руб.)

0   0
Первый авторБорисова
АвторыБелова Е.А.
Страниц7
ID587384
АннотацияВ статье обращается внимание на геометризм и другие виды знаковой образности, различные проявления абсурда, деконструктивизма, деперсонализации, принцип отстранения в поэтике горьковского романа – признаки, свидетельствующие о творческом родстве М. Горького с авангардом
Борисова, Л.М. Авангардное в поэтике «Жизни Клима Самгина» М. Горького / Л.М. Борисова, Е.А. Белова // Русская речь .— 2017 .— №2 .— С. 14-20 .— URL: https://rucont.ru/efd/587384 (дата обращения: 12.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

14 ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Авангардное в поэтике «Жизни Клима Самгина» М. Горького <...> * © Л. М. БОРИСОВА, доктор филологических наук © Е. А. БЕЛОВА В статье обращается внимание на геометризм и другие виды знаковой образности, различные проявления абсурда, деконструктивизма, деперсонализации, принцип отстранения в поэтике горьковского романа – признаки, свидетельствующие о творческом родстве М. Горького <...> В «Жизни Клима Самгина» Горький отходит от привычной описательной манеры, вплотную подходит к сюрреализму: дома «прыгают, как клавиши рояля», в озере плавают листья – «ладони с обрубленными пальцами», звук окна – как начало зубной боли, могила отца напоминает Климу челюсть беззубой старухи, крыши крестьянских домов похожи на крышки гробов, окна фабрики скалятся, точно зубы. <...> В городе, застроенном Варавкиными «казарменными домами», старые деревянные * Окончание. <...> ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15 «торчат, как настоящие, но гнилые зубы в ряду искусственных» [1. <...> Как видим, Горький продвигался в том же направлении. <...> И примечательно, что его авангардная поэтика ярче всего проявляется в портрете и пейзаже, которые у самих авангардистов особенно упрямо сопротивлялись супрематическим формам. <...> Ландшафт и лицо «так и не удалось скрыть ни за урбанистическими декорациями, ни за супрематическими масками и костюмами» [3]. <...> Но авангардное начало присутствует не только в описаниях, оно свойственно и психологическим характеристикам. <...> Герой то чувствует себя тонкой длинной ниткой – «она запутанно протянута по земле, и чья-то невидимая рука туго завязывает на ней узлы» [Т. <...> 186], то «буйство мысли раскачивает его, как удары языка в медное тело колокола» [Т. <...> 206], «Сердце – холодной железкою», «У церковки сердца занимается клирос» [Там же. <...> Яркий пример этой тенденции у Горького – ночной кошмар Самгина с участием целого полчища его двойников и больной бред героя накануне девятого января, в котором тысячерукое тело, готовое <...>