Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Общественные науки и современность  / №2 2017

Культура и ее сценарий: имплицитный обобщенный сценарий как внутрикультурный интегратор (200,00 руб.)

0   0
Первый авторЛурье
Страниц12
ID587358
АннотацияВ статье рассматривается взаимосвязь культурного и психологического. На заре психологической антропологии, в первой половине ХХ столетия культуру и психологию стремились изучать в синтезе. На этом были основаны поиски внутрикультурного интегратора. Но психологической структуры, которая бы объединяла культуру и была бы для нее специфична, обнаружено не было. С 60-х гг. ХХ в. вплоть почти до его конца культуру в антропологии стали изучать, абстрагируясь от психологии. Сейчас вновь предпринимаются попытки синтетического взгляда на культуру и психологию. В статье дается один из вариантов решения проблемы. Предлагается концепция имплицитного обобщенного культурного сценария. Именно он, включая представления о характере человеческого действия, является психологическим комплексом, разнящимся от культуры к культуре и предопределяющим, какие объекты внешнего мира становятся в сознании человека значимыми системами и формируют в культуре интенциональные миры и интенциональные личности
Лурье, С.В. Культура и ее сценарий: имплицитный обобщенный сценарий как внутрикультурный интегратор / С.В. Лурье // Общественные науки и современность .— 2017 .— №2 .— С. 153-164 .— URL: https://rucont.ru/efd/587358 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЛУРЬЕ Культура и ее сценарий: имплицитный обобщенный сценарий как внутрикультурный интегратор В статье рассматривается взаимосвязь культурного и психологического. <...> На этом были основаны поиски внутрикультурного интегратора. <...> Сейчас вновь предпринимаются попытки синтетического взгляда на культуру и психологию. <...> Именно он, включая представления о характере человеческого действия, является психологическим комплексом, разнящимся от культуры к культуре и предопределяющим, какие объекты внешнего мира становятся в сознании человека значимыми системами и формируют в культуре интенциональные миры и интенциональные личности. <...> Ключевые слова: когнитивные артефакты, установки, модели действия, культурные сценарии, социокультурная система, интенциональный мир, интенциональная личность. <...> Как культурология связана с психологией Есть наука – психологическая антропология, которая исследует связь между культурным и психологическим, изучает культуру с психологической точки зрения. <...> ХХ в. психологическая антропология даже называлась школой “Культура и Личность”, а затем, в 1940-х гг. переименовала себя в школу исследований Национального характера и только во второй половине ХХ в. обрела свое современное название. <...> Кардинер – концепцию основной личностной структуры [Kardiner, Lipton 1945], К. <...> Инкельс – концепцию модальной личностной структуры [Inkeles 1997]. <...> Возникло твердое понимание того факта, что ни одна из существующих наций не может быть описана с помощью “ограниченного числа модальных личностей” [Inkeles, Levinson 1969, pp. <...> Согласились с тем, что культурная антропология, психология, социология, социальная психология вполне могут существовать независимо друг от друга, не вникая в дела друг друга, а в своей механической совокупности объяснять все явления культурной и общественной жизни, так же как и становление и развитие человеческой личности. <...> Поскольку культурная антропология изучает функционирование культуры <...>