128–139 М.А. Монин Анархизм Достоевского Можно ли назвать Достоевского анархистом (каковым его считает Бердяев)? <...> В сочинениях Достоевского мы найдем самые разные (по всей видимости, противоречащие друг другу) высказывания по поводу значения и ценности власти и государства. <...> При этом тема государства переплетается у него с темой Страшного Суда, ада и смерти. <...> В книге “Миросозерцание Достоевского” Николай Бердяев мимоходом и с неодобрением упомянул об анархистских склонностях писателя, не развивая, впрочем, этой темы1. <...> Замечание было сделано применительно к последнему роману Достоевского – “Братья Карамазовы”, роману, давшему Бердяеву наибольшее количество материала для определения “миросозерцания” писателя. <...> Тема государства действительно играет ключевую роль в романе “Братья Карамазовы”, хотя никаких непосредственно анархических утверждений там нет. <...> В частности, сам Зосима говорит о неопределенно далекой перспективе такого превращения. <...> Читая романы Достоевского, можно подумать, что государство для него не только социальное зло (может быть, зло необходимое), но также результат – и возможно, источник – ошибочного понимания человека. <...> © Монин М.А., 2017 г. 128 Чтобы проиллюстрировать эту мысль, обратимся к тому, как тема государства раскрывается в романе, а также – какие сюжеты сопровождают у Достоевского тему государства, являясь ее обязательными смысловыми спутниками. <...> Тема государства дана в романе “Братья Карамазовы” в развитии: сначала государство появляется как предмет теоретической дискуссии в монастыре, затем те же самые вопросы даны как бы изнутри: перед читателем проходит подробно описанный процесс дознания по делу об убийстве Федора Карамазова и еще более подробно описанный суд над Дмитрием. <...> В предыдущих романах, предметом которых было также преступление (в “Преступлении и наказании”, “Бесах”, “Идиоте”), Достоевский не уделял такого, как здесь, внимания дознанию и суду <...>