БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ Фото из архива АО «Международный аэропорт «Домодедово» ОБЛЕДЕНЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН АВИАКАТАСТРОФ Александр ТЯППО, старший преподаватель Белорусской государственной академии авиации 48 № 1 (121) ● 2017 Чем опасно обледенение для воздушных судов, может ли оно возникать при положительных температурах? <...> В моей статье «Отчего падают самолеты при уходе на второй круг», опубликованной в № 5 журнала «Авиапанорама» за 2016 год, затрагивались вопросы повышения безопасности полетов и предотвращения авиакатастроф, связанные с ухудшением коэффициента вязкости крыла воздушного судна при уходе на второй круг. <...> Тема эта очень обширна ввиду того, что касается изменения коэффициента вязкости за счет появления водяной пленки на поверхности. <...> В продолжение темы в данной статье анализируется ухудшение аэродинамических характеристик крыла в результате изменения коэффициента вязкости в зависимости от различных видов покрытий, в том числе и покрытия льдом. <...> БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ Одной статьей огромный круг вопросов, связанных с безопасностью полетов, не охватить даже поверхностно. <...> Все знают, что оно опасно, но основную причину этой опасности видят в нарушении ламинарности потока, хотя зачастую этого и не наблюдается. <...> Так, хорошо известно, что при обледенении ветрогенераторов даже тончайшим слоем, который абсолютно не нарушает ламинарности потока, мощность может упасть на 10–15 %. <...> А вот при введении понятия «коэффициент вязкости» у льда, как у материала, это можно легко объяснить. <...> Как известно, вязкость — это внутреннее трение, свойство текучих тел (жидкостей и газов) оказывать сопротивление перемещению одной их части относительно другой. <...> Основной закон вязкого течения был установлен Ньютоном: F = где: v2 z2 − • − v1 1 z S , (1) F — тангенциальная (касательная) сила, вызывающая сдвиг слоёв жидкости (газа) относительно друг друга; S — площадь слоя, по которому происходит сдвиг; (ν2 – ν1)/(z2 – z1) — градиент <...>