Научный журнал «Ярославский педагогический вестник» издается с 1994 года и является первым научным журналом в Ярославской области,в котором публикуются статьи по различным отраслям наук. <...>
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. <...>
Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии. <...>
Ярославский_педагогический_вестник_№4_2018.pdf
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 4–2018
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Помелов В. Б. Советский опыт трудового воспитания в институте «Новая жизнь» ________________________ 8
Лазарев А. А. Педагогическое обеспечение фестиваля пожарной безопасности для школьников ___________ 15
Тесленко А. Н., Захлебаева В. В. От патернализма к самоорганизации молодежи: опыт Германии __________ 21
Лях Е. Е. Особенности интерпретации «педагогики» в интеллектуальном наследии
Климента Александрийского ________________________________________________________________ 29
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Байбородова Л. В. Интеграция как средство обеспечения доступности дополнительного образования
сельских школьников _______________________________________________________________________ 36
Чошанов М. А., Чапаев Н. К. Дидактическая инженерия учебных задач и проблемных ситуаций
в практике работы учителей математики _______________________________________________________ 47
Монахов В. М., Тихомиров С. А., Трошина Т. Л. Дидактические функции
технологизации школьного учебника __________________________________________________________ 56
Каминьска М. Формирование культуры сотрудничества участников образовательного процесса ___________ 63
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Хохлова Н. В., Старикова Л. Д. Формирование индивидуальных образовательных траекторий студентов
средствами элективного контента_____________________________________________________________ 73
Чекалева Н. В. Специфика подготовки будущего педагога в условиях поликультурного образования ________ 80
Золотарева А. В. Научно-методическое обеспечение профессионального и карьерного роста педагога
сферы дополнительного образования детей ____________________________________________________ 89
Приветень С. А. Формирование общевоенных компетенций у курсантов радиотехнических специальностей 99
Булгаков В. В. Использование технологии мобильного обучения в подготовке курсантов вузов МЧС _______ 106
Федотова А. А. Балльно-рейтинговая система оценивания как средство стимулирования
самостоятельной работы студентов __________________________________________________________ 113
Холод Н. И. Интерактивные средства развития иноязычной коммуникативной компетенции
на занятиях по иностранному языку _________________________________________________________ 118
Абубакарова Е. В., Жердева О. Н., Поволоцкая О. А. Использование интерактивных методов
в процессе языковой подготовки летного состава ______________________________________________ 124
Барковский Е. С., Заппаров Р. И., Фисенко Ю. A. Социальная реклама как фактор формирования
представлений о здоровом образе жизни у студентов вуза _______________________________________ 131
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Кудрявцев В. А., Киянова А. А. Межкультурная сензитивность субъектов образовательного пространства
в контексте обучения и воспитания детей и подростков с ОВЗ ____________________________________ 136
Каштанова С. Н., Соколова Д. В. Развитие мыслительных процессов как основа логопедической работы
по устранению дисграфии у умственно отсталых школьников ____________________________________ 144
Симановский А. Э., Воронина С. Н., Сиротина Н. С., Климычева М. И. Особенности социально-ролевых
семейных установок у детей с нарушениями интеллекта ________________________________________ 151
4
Стр.4
ПСИХОЛОГИЯ
Петренко В. Ф. Взаимодействие культур как фактор взаимообогащения и конкуренции _________________ 157
Юревич А. В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества _______ 168
Борисова Н. В. Личность в отечественной философско-психологической традиции: вызовы современности 180
Мазилов В. А. Разработка концепции объяснения в психологии _____________________________________ 188
Поваренков Ю. П., Слепко Ю. Н. Учебная деятельность: системогенетический анализ __________________ 196
Горбушина А. В. Системогенетический анализ мотивации профессиональной деятельности педагогов
в зависимости от трудового стажа ___________________________________________________________ 205
Богоявленская Д. Б., Жукова Е. С., Корниенко Е. Е. Типология В. А. Пономаренко
как модель уровней профессионализма _______________________________________________________ 215
Рябцев В. К., Зверев С. М., Ряшина В. В. Рефлексивное сознание педагога как способ управления
профессиональной деятельностью ___________________________________________________________ 223
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Закс Л. А. Горький: художественное сознание на перекрестке многих социокультурных «между» _________ 230
Кондаков И. В. М. Горький у истоков постмодернизма _____________________________________________ 236
Мурзин Н. Н. Ницшеанство Горького: сверхчеловек между прозой и поэзией __________________________ 241
Неретина С. С. Исповедь: динамика и логика жанра ______________________________________________ 249
Порус В. Н. Тайна Клима Самгина ______________________________________________________________ 257
Хренов Н. А. Сакрализация частной жизни у А. Тарковского и А. Звягинцева:
утверждение через демонстрацию обратного в фильме «Нелюбовь» _______________________________ 265
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Александрова М. В. Стилистика советской эпохи в современной массовой культуре:
концептуальные кафе и рестораны ___________________________________________________________ 270
Кознова И. Е. Максим Горький: портрет на фоне советской эпохи (по материалам журнала «Огонек») _____ 276
Лученецкая-Бурдина И. Ю. Анекдотическое и трагическое в русской провинции рубежа XIX–XX веков
(на материале цикла очерков М. Горького «По Руси») __________________________________________ 281
Можегов В. И. Идеология богостроительства как основание культа А. С. Пушкина в СССР ______________ 288
Никольский С. А. Горький и народ: новое слово в российской традиции «народолюбия» _________________ 293
Еремин А. В. Региональные практики государственно-церковного взаимодействия
в цивилизационном контексте ______________________________________________________________ 299
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Едошина И. А. Современная культура в проблемном поле именования
(на примере книги Яна Пробштейна «Две стороны медали») _____________________________________ 307
Кузин А. С. «Пустота» и «теснота» – сценические концепты драматургии М. Горького
(из опыта интерпретации пьес «На дне» и «Последние») ________________________________________ 313
Саито Тадаши. Формирование дружественных отношений между городскими жителями
и гостями города методом «экстракции глаголов» ______________________________________________ 321
Пефтиев В. И., Титова Л. А. Подходы к пониманию иноязычного текста
в коммуникативном пространстве «свой-чужой» _______________________________________________ 327
Барменков А. С. Соотношение коллективного и индивидуального в контексте народного
и профессионального творчества ____________________________________________________________ 332
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Современное высшее образование: экзистенциально-гуманистические перспективы (рецензия) ___________ 337
Рецензия на монографию Д. Ю. Густяковой «Репрезентация русской классической оперы
в пространстве массовой культуры» (Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. – 411 с.)________________________ 339
К итогам регионального семинара «Пути создания единого духовно-нравственного пространства
современного образования» ________________________________________________________________ 342
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ___________________________________________________________________ 345
5
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific Magazine
Published since 1994
№ 4–2018
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Pomelov V. B. Soviet Experience of Labor Education in the Institute «New Life» _____________________________ 8
Lazarev A. A. Pedagogical Support of the Festival of the Fire Safety for School Students ______________________ 15
Teslenko A. N., Zakhlebaeva V. V. From Paternalism to Self-Organization of the Youth: Experience of Germany ___ 21
Lyakh E. E. Features of Interpretation of «Pedagogics» in Intellectual Heritage of Clement of Alexandria _________ 29
THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION
Baiborodova L. V. Integration as a Means to Ensure Availability of Rural School Students’ Additional Education___ 36
Choshanov M. A., Chapaev N. K. Didactic Engineering of Educational Tasks and Problem Situations
in in Practice of Mathematics Teachers’ Work ____________________________________________________ 47
Monakhov V. M., Tikhomirov S. A., Troshina T. L. Didactic Functions of the School Textbook Technologization __ 56
Kaminska M. Formation of Cooperation Culture of Participants of the Educational Process ____________________ 63
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Khokhlova N. B., Starikova L. D. Formation of Students’ Individual Educational Trajectories
by Means of the Elective Content ______________________________________________________________ 73
Chekaleva N. V. The Specifics Of Future Teachers Training In The Conditions Of Polycultural Education ________ 80
Zolotareva A. V. Scientific and Methodical Support of Professional and Career
Development of the Teacher of the Sphere of Children’s Additional Education ___________________________ 89
Priveten S. A. Formation of All-Military Competences in Cadets of Radio Engineering Specialities ______________ 99
Bulgakov V. V. Use of Mobile Training Technology in Training of EMERCOM University Cadets _____________ 106
Fedotova A. A. A Rating System as a Means of Motivating Students’ Independent Work _____________________ 113
Kholod N. I. Interactive Means to Develop a Foreign-Language Communicative Competence
at a Foreign Language Lesson ________________________________________________________________ 118
Abubakarova E. V., Zherdeva O. N., Povolotskaya O. A. Use of Interactive Methods
in Highly Qualified Aviation English Language Training ___________________________________________ 124
Barkovskiy E. S., Zapparov R. I., Fisenko Y. A. Social Advertising as a Factor of Formation of Representations
about a Healthy Way of Life for University _____________________________________________________ 131
CORRECTIONAL PEDAGOGICS
Kudryavtsev V. A., Kiyanova A. A. Cross-Cultural Sensibility of the Subjects of Educational Space
in the Context of Education and Upbringing of Children and Adolescents with Disabilities ________________ 136
Kashtanova S. N., Sokolovа D. V. Development of Cognitive Processes as the Basis of Logopedic Work
to Eliminate Mentally Retarded Students’ Dysgraphia _____________________________________________ 144
Simanovsky A. E., Voronina S. N., Sirotina N. S., Klimycheva M. I. Features of Social and Role Family Mindsets
of Children with Mental Disorders ____________________________________________________________ 151
PSYCHOLOGY
Petrenko V. F. Interaction of Cultures as a Factor of Mutual Enrichment and Competition ____________________ 157
Yurevich A. V. Empirical Estimates of Modern Russian Society’s Morals __________________________________ 168
Borisova N. V. Personality in the National Philosophical and Psychological Tradition: Present Challenges _______ 180
6
Стр.6
Mazilov V. A. Development of the Explanation Concept in Psychology ___________________________________ 188
Povarionkov Yu. P., Slepko Yu. N. Educational Activity: a Systemogenetic Analysis ________________________ 198
Gorbushina A. V. System Genetic Analysis of Teachers' Professional Activity Motivation
Depending on Their Work Experience _________________________________________________________ 205
Bogoyavlenskaya D. B., Zhukova E. S., Kornienko, E. E. V. A. Ponomarenko’s Typology
as a Model of Professionalism Levels __________________________________________________________ 215
Ryabtsev V. K., Zverev S. M., Ryashina V. V. The Teacher’s Reflexive Consciousness
as a Way of Managing the Professional Activity __________________________________________________ 223
THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Zaks L. A. Gorky: Artistic Consciousness at the Intersection of Multiple Socio-Cultural «Between» ____________ 230
Kondakov I. V. M. Gorky at Postmodernism Sources _________________________________________________ 236
Murzin N. N. Nietzscheanism of Gorky: an Overman between Pose and Poetry ____________________________ 241
Neretina S. S. Confession: Dynamics and Logic of the Genre ___________________________________________ 249
Porus V. N. Klim Samgin's Secret ________________________________________________________________ 257
Khrenov N. A. Sacralization of Private Life by A. Tarkovsky and A. Zvyagintsev:
a Statement through Demonstration of Contrary in the Movie «Dislike» _______________________________ 265
HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Aleksandrova M. V. Soviet Era Stylistics in Modern Mass Culture: Conceptual Cafes and Restaurants___________ 270
Koznova I. E. Maxim Gorky: a Portrait on the Background of the Soviet Era
(based on the materials of the magazine «Ogoniok») ______________________________________________ 276
Luchenetskaya-Burdina I. Yu. Comical and Tragic in the Russian Province at the turn of the 19–20th centuries
(on the material of the cycle of M. Gorky’s essays «Across Russia») __________________________________ 281
Mozhegov V. I. God-Building Ideology as the Basis of the Cult of A. S. Pushkin of in the USSR _______________ 288
Nikolsky S. A. Gorky and People: a New Word in the Russian Tradition «Love of People» ____________________ 293
Eremin A. V. Regional Practices of State and Church Interaction in Civilization Context _____________________ 299
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Edoshina I. A. Contemporary Culture in the Problematic Area of Titling
(based on the book of poems by Ian Probstein «Two Sides of One Medal») ____________________________ 307
Kuzin A. S. «Emptiness» and «Tightness» – Scenic Concepts of M. Gorky’s Dramatic Art
(from experience of interpretation of plays «At the Bottom» and «Last») ______________________________ 313
Saito Tadashi. Formation of Friendly Relations between Urban Residents and City Guests
by the Verbs Extraction Method ______________________________________________________________ 321
Peftiev V. I., Titova L. A. Approaches to Understanding of the Foreign-Language Text
in Communicative Space «Own-Strange» _______________________________________________________ 327
Barmenkov A. S. Ratio of Collective and Individual in the Context of National and Professional Creativity _______ 332
SCIENTIFIC LIFE
Modern higher education: existential and humanistic prospects _________________________________________ 337
Review of D. Yu. Gustyakova’s monograph «Representation of the Russian classical opera
in space of popular culture» (Yaroslavl: RIO of YSPU, 2017. – 411 pages) _____________________________ 339
To results of the regional seminar «Ways to create uniform spiritual and moral space of modern education» ______ 342
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS _______________________________________________________ 349
7
Стр.7