К вопросу о функциональной устойчивости пилотажнонавигационного оборудования современных летательных аппаратов Капитан С.В. <...> Рассмотрена возможность применения структурно-функционального подхода для оценки устойчивости пилотажно-навигационного оборудования современных летательных аппаратов. <...> Отмечены преимущества подхода на основе анализа особенностей функционирования пилотажно-навигационного оборудования в сравнении с традиционным подходом. <...> РАЗВИТИЕ пилотажно-навигационного оборудования (комплекса) (ПНО, ПНК) современных летательных аппаратов (ЛА) характеризуется ростом объемов измеряемой и обрабатываемой информации, скоростью передаваемых данных (в том числе, обработки информации в режиме реального времени), уровнем автоматизации процесса пилотирования, перечнем выполняемых функций. <...> Реализация требований к перспективным компонентам ПНО сопряжена с повышением технической сложности аппаратуры, что, в свою очередь, остро ставит вопрос анализа функциональной безопасности работы комплекса. <...> В силу объективных причин функционирование ПНО связано с возникновением отказов. <...> В качестве основных причин появления отказов традиционно рассматривают конструктивные, технологические и эксплуатационные дефекты, допущенные на соответствующих стадиях жизненного цикла изделия, а также процессы старения элементов. <...> Подобные причины могут быть отнесены к факторам непреднамеренного характера, а прогнозирование нормального функционирования ПНО в условиях действия данных факторов достаточно полно описываются математическими моделями, известными из теории надежности. <...> Однако в условиях реальной эксплуатации ЛА бортовое оборудование может подвергаться так называемым преднамеренным деструктивным воздействиям (ПДВ). <...> Вызванные ПДВ конфликты в работе аппаратуры приводят к разрушению информационных ресурсов, нарушению штатных режимов функционирования систем, поражению особо важных <...>