Интеллектуальное наследие А.Ф. ЛАЗУРСКИЙ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ* Д.С. ДАМТЕ Среди русских психологов начала XX в. <...> Его заслуги в области общей психологии и психологии личности признавали как его современники и ученики, так и исследователи более позднего времени. <...> Лазурский был создателем одной из первых программ исследования личности и детально разработанной классификации личностей. <...> Характеризуя вклад этого ученого в мировую психологическую науку, Д.А. Леонтьев отмечает, что «его конкретная и развернутая теория личности является не только первой отечественной теорией, но и, пожалуй, первой полноценной теорией личности в мировой академической психологии (если не считать Джеймса, выдвинувшего ряд важных идей, но не охватывающих всю проблематику личности, и Фрейда, построения которого еще не скоро войдут в общее поле диалога с другими теориями личности)»1 Лазурский был превосходным естествоиспытателем. <...> По возвращении из командировки Лазурский Историко-философский экскурс. <...> Интеллектуальное наследие элементы Лазурский называет способностями (или психическими склонностями), которые он считает «реально существующими субъективными факторами нашей душевной жизни»4 . <...> Способности постоянны и лежат в основе нашей психической жизни, образуя ядро личности5 . <...> Точно так же члены известной триады старой психологии – ум, чувство и воля (три основных рода душевных способностей), – подчеркивает Лазурский, не обособлены друг от друга: они представляют собой три стадии единого процесса, развивающегося от запечатления внешнего раздражения через реакцию на него к воздействию человека на окружающую среду в соответствии с полученным сигналом8 . <...> Их деятельность находится в связи со всеми остальными сторонами процессов, происходящих в данной организации. <...> По мере накопления эмпирического материала и его теоретической обработки Лазурский разрабатывает два варианта программы исследования личности <...>