УПРАВЛЕНИЕ ПОДВИЖНЫМИ ОБЪЕКТАМИ И НАВИГАЦИЯ У правление подвижными объектами и навигация УДК 629.7.05 МОДЕЛИ И СТРУКТУРА БОРТОВЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ Т.А. <...> Вовенко, А.К. Волковицкий, Б.В. Павлов, Е. В. Каршаков, М.Ю. Тхоренко Рассмотрены системы измерения физических полей, применяемые на борту летательного аппарата. <...> Дан обзор существующих гравиметрических, магнитометрических систем и систем электроразведки. <...> Подробно описана структура бортовых систем измерения физических полей и применяемые в них математические модели. <...> ВВЕДЕНИЕ Под бортовыми системами в настоящей работе подразумеваются системы, установленные на борту атмосферного летательного аппарата (ЛА). <...> Цель бортовых измерений параметров физических полей — их применение для решения навигационных задач. <...> В отличие от полей поверхностного излучения — видимого, инфракрасного, гамма-излучения — рассматриваемые поля не зависят от инсоляции, метеоусловий или времени года, что дает определенное преимущество при решении навигационных задач. <...> Существует тесная взаимосвязь методов измерения физических полей для задач навигации и геофизики. <...> В свое время высококачественное навигационное решение на основе измерений спутниковых и инерциальных навигационных систем оказалось востребованным для решения задачи авиационной гравиметрии. <...> Авиационные гравиметры выпускаются такими компаниями, как «Sander Geophysics» [1], «Scintrex» [2] (обе фирмы из Канады), ОАО Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» [3], ЗАО НТП «Гравиметрические технологии» [4]. <...> Полученное решение [5] позволило обеспечить гравиметрические съемки производственного масштаба (сотни тысяч погонных километров каждый год снимаются только в России), а число аэрогравиметрических комплексов в мире исчисляется десятками. <...> Таким образом, современные методы решения задачи навигации были успешно применены, по крайней мере, для решения одной из задач аэрогеофизики, хотя вопрос повышения точности <...>