Экономико-математические модели текучести неруководящих сотрудников А.Р. Кадырова Рассмотрены различные эконометрические модели текучести офисных сотрудников и неквалифицированного персонала. <...> Отмечено новое направление исследований — коллективная текучесть кадров, в рамках которой изучается влияние взаимодействия сотрудников после ухода одного из них на коллектив в целом. <...> Сделаны выводы об основных факторах, влияющих на текучесть различных категорий сотрудников в организациях и направлениях дальнейших исследований. <...> Текучесть возникает на разных организационных уровнях компании, и на каждом из них у текучести свои особенности. <...> Обычно выделяют два типа уходов сотрудников из компаний: уходы по собственному желанию и увольнения, причем оба типа свойственны всем уровням иерархической структуры компании. <...> В первой части статьи были рассмотрены модели, описывающие текучесть высшего руководства компаний, т. е. текучесть на «высшем» уровне компании. <...> В данной части будут рассмотрены модели, описывающие текучесть сотрудников «среднего» и «низшего» уровней. <...> «Количественные» потери отражают число ушедших работников (например, уход трех человек подразделения может временно снизить производительность отдела в связи с необходимостью 2 поиска и обучения новых сотрудников), а «качественные» — их «ценность» (например, уход опытного человека из отдела продаж может повлечь потерю ключевого партнера компании или потенциального инвестора). <...> Отметим, что разные соотношения «качества» и «количества» ушедших работников приводит к разным последствиям, требует затрат разных ресурсов. <...> Как неоднократно отмечалось, текучесть кадров снижает производительность, требует дополнительных усилий для реорганизации сотрудников, меняет внутреннюю атмосферу коллектива, а также требует достаточно больших финансовых затрат. <...> Именно высокая «стоимость» текучести — одна из основных проблем компаний в настоящее <...>