10 МЕНЕДЖМЕНТ Мировые премии в области качества: признание успеха В Ю.А. Гусаков первый вице-президент Всероссийской организации качества (ВОК), Москва, Россия, 01gusakov@mail.ru, д-р экон. наук, профессор ключевые слова философия качества, модели премий, совершенствование бизнеса, стратегия управления компанией, критерии, самооценка, эффективный инструмент Во всем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. <...> При этом речь идет не только о качестве продукции и услуг, но в первую очередь о качестве бизнес-процессов и систем управления организации истории международных, региональных и национальных наград по качеству ключевую роль играют три широко известные и признанные во всем мире премии: премия Деминга — японская награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всей компании; премия Малколма Болдриджа, критерии которой сформировали философию не только американского, но в определенной степени и мирового бизнеса второй половины XX века; Европейская премия качества, являющая собой образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством (EFQM). <...> Награды за качество и деловое совершенство приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях компаний, в деле повышения производительности и конкурентоспособности, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. <...> Организаторы конкурсов качества присуждают премии в различных номинациях: для крупных промышленных предприятий, малых и средних компаний, отдельных бизнес-единиц, сервисных организаций и организаций некоммерческого сектора, отдельно для сферы образования и здравоохранения, для государственных учреждений. <...> Для большинства организаций, участвующих в конкурсах качества, получение самой премии не является первоочередной задачей или самоцелью. <...> Премии в области качества — это <...>