Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука  / №5 2016

МОТИВ СНА В РАННЕЙ ПОЭЗИИ А. БЛОКА (125,00 руб.)

0   0
Первый авторАлександрова
Страниц11
ID582165
АннотацияМотив сна в творчестве Александра Блока играет важную роль и напрямую соотносится с философией символизма. Статья посвящена рассмотрению мотива сна в ранней поэзии А. Блока ‒ в контексте сборника «Ante Lucem» и цикла «Стихи о Прекрасной даме». В первых стихотворениях Блока проявляется влияние эстетики романтизма, заимствуется принцип двоемирия, противостояние земного и небесного. Сон мыслится способом уйти от мирской суеты в иное бытие, «мир покоя и гармонии», главным символом которого является небесная София. Важными для трактовки сна у Блока становятся пространственные аксиологические характеристики ночи ‒ сумерки, тени, туманность, которые выступают предвестниками таинственных, непостижимых человеку явлений. Именно тогда, когда мир окутан сумерками, лирический герой способен встретить Софию. С другой стороны, мотив сна в творчестве Блока соотносится с кальдероновской трактовкой сна ‒ «жизнь есть сон»; когда человек не способен управлять своей жизнью, она становится похожа на сон. Со временем в трактовку мотива сна привносится все больше негативного, сон начинает восприниматься как обман.
УДК821.161.1-1
Александрова, Е.А. МОТИВ СНА В РАННЕЙ ПОЭЗИИ А. БЛОКА / Е.А. Александрова // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука .— 2016 .— №5 .— С. 62-72 .— URL: https://rucont.ru/efd/582165 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 5 Драфт: молодая наука МОТИВЫ И СЮЖЕТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Е.А. <...> Мотив сна в творчестве Александра Блока играет важную роль и напрямую соотносится с философией символизма. <...> Статья посвящена рассмотрению мотива сна в ранней поэзии А. <...> Блока ‒ в контексте сборника «Ante Lucem» и цикла «Стихи о Прекрасной даме». <...> В первых стихотворениях Блока проявляется влияние эстетики романтизма, заимствуется принцип двоемирия, противостояние земного и небесного. <...> Сон мыслится способом уйти от мирской суеты в иное бытие, «мир покоя и гармонии», главным символом которого является небесная София. <...> Важными для трактовки сна у Блока становятся пространственные аксиологические характеристики ночи ‒ сумерки, тени, туманность, которые выступают предвестниками таинственных, непостижимых человеку явлений. <...> Именно тогда, когда мир окутан сумерками, лирический герой способен встретить Софию. <...> С другой стороны, мотив сна в творчестве Блока соотносится с кальдероновской трактовкой сна ‒ «жизнь есть сон»; когда человек не способен управлять своей жизнью, она становится похожа на сон. <...> Со временем в трактовку мотива сна привносится все больше негативного, сон начинает восприниматься как обман. <...> Но восприятие феномена сна в различных культурах неодинаково. <...> К примеру, если иудейская и античная культуры «с охотой вводили сновидения в семиотический текст и позволяли им влиять на события» [Панкратова 2015: 36], то христианская религия 61 2016 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 5 Драфт: молодая наука демонстрирует настороженное, а порой отрицательное отношение к сновидению. <...> Для христианского мировоззрения сон сродни опасному состоянию, в котором «сновидец особенно уязвим для чуждых и заведомо недобрых влияний». <...> Философы и художники слова очень часто обращаются к феномену сна, пытаясь по-своему интерпретировать это состояние. <...> Литературные тексты, связанные с мотивом сна, онирические тексты, находятся <...>