Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 685565)
Контекстум

О влиянии церкви на историческое развитие права (190,00 руб.)

0   0
Первый авторСоколов Николай Кириллович
ИздательствоУнив. тип.
Страниц106
ID58192
Соколов, Н.К. О влиянии церкви на историческое развитие права / [Н. Соколов]; Н.К. Соколов .— : Унив. тип., 1870 .— 106 с. — URL: https://rucont.ru/efd/58192 (дата обращения: 09.12.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Наука, о которой мн первому приходится говорить предъ этимъ почтеннымъ собраніемъ, очень не давно введена въ кругъ обширнаго университетскаго курса и еще поздн е получила самостоятельное положеніе въ ряду другихъ юридическихъ наукъ. <...> He дал е, какъ въ прошедшее парствованіе въ обширной семь разнородныхъ наукъ, входящихъ въ составъ университетскаго образованія, ей впервые указано было м сто въ связи съ другими отд лами богооловскаго знанія; церковное право долягно было служить какъ бы дополненіемъ къ остальньшъ частямъ богословской науки. <...> До т хъ поръ церковные законы были изучаемы только въ духовныхъ школахъ; но и зд сь только съ конца прошедшаго стол тія и притомъ исключительно съ практической точки зр нія. <...> Въ духовныхъ академіяхъ предписано было читать Кормчую и книгу о должностяхъ пресвитеровъ приходскихъ для того, чтобы, по выход изъ школы, на церковной служб , прилагать свои знанія къ разнымъ случаямъ, встр чающимся въ приходской практик . <...> 0 научномъ характер и значеніи церковнаго права не было р чи. <...> Тодько съ расширетемъ Факультетскихъ спеціальностей, при новомъ распред леніи Факультетскихъ наукъ, церковное право, вм ст съ церкопною исторіей, было отд лено отъ богословія и ему і указано было саыостоятельное положеніе въ ряду наукъ юридическихъ. <...> Это перем щеніе церковнаго права изъ одной группы наукъ въ другую, изъ богословсной въ юридическую, совс ыъ не было одною только вн шнею пере становкою; оно должно быдо существенно повліять на саыый характеръ науки, перестановить центры научнаго тягот н <...>
О_влиянии_церкви_на_историческое_развитие_права.pdf
Стр.1
2007060109
Стр.2
(L 0 ВЛІЯНІИ ЦЕРКВИ HA ИСТОРИЧЕСКОЕ РДЗВИТІЕ ПРДВА. Мм. Гг. Наука, о которой мн первому приходится говорить предъ этимъ почтеннымъ собраніемъ, очень не давно введена въ кругъ обширнаго университетскаго курса и еще поздн е получила самостоятельное положеніе въ ряду другихъ юридическихъ наукъ. He дал е, какъ въ прошедшее парствованіе въ обширной семь разнородныхъ наукъ, входящихъ въ составъ университетскаго образованія, ей впервые указано было м сто въ связи съ другими отд - лами богооловскаго знанія; церковное право долягно было служить какъ бы дополненіемъ къ остальньшъ частямъ богословской науки. До т хъ поръ церковные законы были изучаемы только въ духовныхъ школахъ; но и зд сь только съ конца прошедшаго стол тія и притомъ исключительно съ практической точки зр нія. Въ духовныхъ академіяхъ предписано было читать Кормчую и книгу о должностяхъ пресвитеровъ приходскихъ для того, чтобы, по выход изъ школы, на церковной служб , прилагать свои знанія къ разнымъ случаямъ, встр чающимся въ приходской практик . 0 научномъ характер и значеніи церковнаго права не было р чи. Тодько съ расширетемъ Факультетскихъ спеціальностей, при новомъ распред леніи Факультетскихъ наукъ, церковное право, вм ст съ церкопною исторіей, было отд лено отъ богословія и ему і
Стр.3
указано было саыостоятельное положеніе въ ряду наукъ юридическихъ. Это перем щеніе церковнаго права изъ одной группы наукъ въ другую, изъ богословсной въ юридическую, совс ыъ не было одною только вн шнею пере становкою; оно должно быдо существенно повліять на саыый характеръ науки, перестановить центры научнаго тягот нія и отразиться на самомъ направленіи науки. Я вовсе не думаю сказать, чтобы отд леніемъ церковнаго права отъ богословія разрывалась существенная связь его съ христіанскою догыатикою и ыоралью, или чтобы перем щеніемъ церковнаго права въ кругъ наукъ юридическихъ для него указывались другія основанія иди вводидись другія начала, противоположныя т мъ, на которыхъ наука досел основывала свою систему. Н тъ. Введеніемъ церковнаго права въ семью наукъ юридическихъ указывается только новая задача, къ разр шенію которой должна стремиться эта наука, и новый методъ, которымъ она должна идти къ своей ц ли. Церковное законодательство, въ связи съ другиыи юридическими науками, должно быть обработываемо и изучаемо не съ вн шней только практически-утилитарной стороны и не съ богословской точкц зр нія, но въ связи совс ыъ движеніеиъ правой жизни челов чества, во взаишод йствіи церковныхъ и государственныхъ институтовъ. Каноны деркви должны явиться, при такомъ лзученіи, не вн шними тодько нормами для чистопрактической д ятельности, но выраягеніеыъ историческихъ, бытовыхъ отношеній церковной жизни въ связп съ общимъ строемъ государственныхъ учреясденій. Наука церковнаго права будетъ уже не theologia externa или practica, какъ называли ее прежде, но становится въ живое отношеніе съ другиыи юридическими науками. Какъ въ челов ческой жизни, въ шір вн шнихъ Фактовъ, каждое новое явленіе не вдругъ и не скоро приводится въ надлежащую связь съ существующимъ и уже установившішся порядкомъ; напротивъ иногда нужно не мадо врелени и усилій, даже борьбы для того, чтобы новое явденіе стадо въ правильныя отношенія къ прежнимъ, лолучило среди нихъ надлежащее значеніе; также точно
Стр.4
3 — бываетъ ш въ мір идей и въ области наукъ. Новая наука нескоро и не безъ усилій занимаетъ принаддежащее ей положеніе въ ряду другихъ установившихся, авторизованныхъ, такъ сказать наукъ-старожиловъ. Какъ новыіі членъ семьи, хотя и принятый, ОФФИціально въ нее введенный, она не вдругъ вступаетъ въ органическую связь съ другиши сочленаши; связь эта вначал представлается какъ-то бол е вн шнею; цвнутреннее родство сознается неясно, и только сояштельство подъ одною кровдею, въ одіінакихъ вн шнихъ условіяхъ, среди одной іобетановки заставляетъ предполагать существованіе родственныхъ отношеній между ними. He ыало ^требуется времени и усилій для того, чтобы, эта вн шняя, повидишому случайная связь обратилась въ живую, внутреннюю, органическую, чтобы въ семейноиъ кругу наукъ почувствовалась живая, неотвлеченная только нужда въ присутствіи, д ятельности, въ образовательномъ вліяніи и значеніи этой новой науки И какъ въ жизни людей, такъ и въ жизни наукъ къ этимъ невыгодамъ, почти неизб жнымъ при всякомъ новомъ положеніи, присоединяются еще разныя недоразум нія, по насл дству доставшіяся аредуб жденія, незнаніемъ поддерлшваемыя антипатіи, которыя еще бол е затрудняютъ и безъ того не легкое д до сближенія наукъ. Науки, въ этомъ случа , неизъяты отъ изм нчивости общественныхъ вкусовъ и симпатій;- въ одно время он сами даютъ направленіе вкусамъ, стремленіямъ и интересамъ общественнымъ; за то въ другое время он выносятъ на себ общественную апатію, безвнусіе, какуюто уыственную усталость и непонятливость. На науки по временамъ бываетъ мода, и тогда особенно поднимается запросъ и ц на ;на нихъ и даже искуственно поддерживается ихъ общественное значеніе. Съ положеніемъ новаго члена въ старомъ семейств я позволяю себ Мы. Гг. сравнить положеніе церковнаго права въ ряду другихъ юридическихъ наукъ. Сама по себ , по своей исторіи и содержанію, эта наука не новаяпротивъ она очбнь стара, много старше болыпей части другихъ юридическихъ наукъ. .Съ стар йшею и главною 4 * , на
Стр.5