ПИСАТЕЛЬ И ФОЛЬКЛОР 113 «Вышнего града взыскуя» Народные утопические легенды в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина © И. Б. ПАВЛОВА, доктор филологических наук М.Е. Салтыков-Щедрин проявлял интерес к фольклору и народным утопическим представлениям, духовным упованиям масс, что нашло отражение в его творчестве, прежде всего в трактовке образа России как сокровенного града. <...> Его произведения всегда исполнены веры в будущее родины, в ее преображение. <...> Ощущение самобытности России рано пробудилось у М.Е. Салтыкова-Щедрина. <...> Под влиянием социального опыта, идейно-эстетических исканий оно стало незыблемым убеждением художника. <...> Отчизна предстает под пером сатирика не только мрачной и трагичной: его произведения свидетельствуют о сложной трактовке национальной судьбы, 114 РУССКАЯ РЕЧЬ 1/2017 о ведении Салтыковым-Щедриным «таинственных струй народной русской жизни», творческого духа многомиллионного крестьянства. <...> Салтыков-Щедрин цитирует духовные стихи и лирические песни, стилизует былинный эпос, широко обращается к сказочным мотивам и образам, обильно включает в свое повествование пословицы и поговорки, создает сатирические картины, которые так и напрашиваются на сближение с народной фантастикой. <...> «Для него устная поэзия – это прежде всего деятельность самих масс, это показатель творческих сил народа, его великих духовных возможностей» [1]. <...> Известный фольклорист Ю.М. Соколов писал, что среди элементов, образующих стиль щедринской прозы, значительное место занимает фольклор. <...> К нему писатель обращался на протяжении нескольких десятилетий – от «Губернских очерков» до «Пошехонской старины». <...> К потаенным явлениям народной жизни, творчески осмысленным писателем, относятся социально-этические упования масс, облеченные зачастую в поэтическую форму, которые отнюдь не всегда совпадают с религиозно-догматическим учением, вплоть до превращения в откровенные ереси. <...> В монографии «Народная социальная утопия <...>