Источник: Блюмфельд Л. Ибсен <...> ИБСЕН Генрик Иоганн [Henrik Johann Ibsen, 1828--1906] -- норвежский писатель, один из
самых выдающихся драматургов XIX в. <...> Р. в маленьком приморском городке Скиене, насчитывавшем в
то время едва 8 тысяч жителей; отец его, богатый судовладелец, разорился, когда будущему писателю
было 8 лет. <...> Одной из основных причин,
заставивших И. оставить родину, была крайняя враждебность норвежской критики, вызванная
попытками писателя ревизовать моральные устои современного общества, в частности -- буря
негодования и репрессии, вызванные его пьесой "Комедия любви" [1862]. <...> Форсированное наступление промышленного капитала
встречает еще не потерявший жизнеспособность торговый капитал и не расслабленную предыдущим
ходом экономического развития страны мелкую буржуазию. <...> Скандинавская лит-ра XIX века свидетельствует о еще жизнеспособной
мелкой буржуазии, вождем и одним из талантливейших представителей к-рой явился И. <...> Воинствующий мелкий буржуа, И. не
хочет принять современной ему действительности -- поражения и перерождения его класса. <...> В национальноромантический период своего творчества И. идет по стопам романтиков Эленшлегера и Гарца, его
национально-историческая драма проникнута идеализацией и стилизацией старины. <...> Северный викинг,
рыцарь или скальд, носитель могучих страстей -- герои этих произведений ("Богатырский курган",
"Воители в Гельголанде", "Фру Ингер из Эстрота" и др.) <...> . Написанные в традиционной форме
героической драмы (стихотворная форма, пространный монолог, запутанная интрига), произведения
первого периода уже носят в себе те черты, к-рые впоследствии стали отличительными в творчестве И. <...> Причину измельчания человека И. видит не в экономике, не в исчезновении независимого хозяина, а в
самом человеке, в его психике, в проклятом духе компромисса, воцарившемся в современном обществе. <...> И. верит <...>
Герник_Ибсен.pdf
Источник: Блюмфельд Л. Ибсен // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 4. -[М.]:
Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 387--400.
Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le4/le4-3871.htm.
ИБСЕН Генрик Иоганн [Henrik Johann Ibsen, 1828--1906] -- норвежский писатель, один из
самых выдающихся драматургов XIX в. Р. в маленьком приморском городке Скиене, насчитывавшем в
то время едва 8 тысяч жителей; отец его, богатый судовладелец, разорился, когда будущему писателю
было 8 лет. В школе он отличался своими "сочинениями" и склонностью к живописи. Мечтой подростка
было сделаться художником, но необеспеченному И. пришлось выбрать более хлебную профессию. В 16
лет И. поступает учеником в аптеку в Гримстате, еще более крохотном городке, чем Скиен, где работает
около пяти лет.
К событиям 1848--1849 относятся первые стихи И. -- "Я писал патриотические стихотворения к
мадьярам, заклинал их бороться за свободу и человечество и не уступать в справедливой борьбе против
тиранов", -- говорит Ибсен впоследствии. Работа в аптеке затхлого городка мало удовлетворяет юношу.
Ибсен усердно готовится к поступлению в медицинскую академию, куда однако не был принят. Во время
этих занятий он написал первую свою драму "Катилина" [1849], на которую возлагал большие надежды.
Пьеса эта встретила однако очень холодный прием, некоторое сочувствие нашла только в студенческой
среде. Первой поставленной на сцене пьесой И. был "Богатырский курган" [1850], написанный под
сильным влиянием Эленшлегера (см.). Пьеса эта отвечала тогдашним националистическиромантическим
устремлениям норвежской буржуазии. В 1851 И. совместно с О. Винье и Батен-Ганзеном
начал издавать еженедельный оппозиционно-сатирический листок "Manden" (Человек). В этом же году
И. был назначен инструктором Бергенского театра с обязательством ежегодной постановки одной своей
пьесы. Для Бергенского театра им написаны пьесы: "Ночь на Иванов день" (не напечатанная, ставилась в
1853), "Фру Ингер из Эстрота" [1855], "Пир в Сольхауге" [1856], "Воители в Гельголанде" [1858] и "Олаф
Лилиенкранц" [1857].
В 1857 И. переехал в Христианию, где заведывал артистической частью городского театра до его
закрытия. Девятилетняя практическая работа в театре, где И. приходилось выполнять функции и
режиссера, и декоратора, и администратора, дала писателю много в смысле овладения техникой сцены. В
1864 И. получил после долгих хлопот пенсию от стортинга и уехал в Рим. Одной из основных причин,
заставивших И. оставить родину, была крайняя враждебность норвежской критики, вызванная
попытками писателя ревизовать моральные устои современного общества, в частности -- буря
негодования и репрессии, вызванные его пьесой "Комедия любви" [1862]. Сильное впечатление на
Ибсена произвело также безучастное отношение Норвегии к разгрому Пруссией Дании. Этому событию
Ибсен посвятил ряд стихотворений, проникнутых национально-объединительными тенденциями ("Брат в
беде" и др.). С тех пор И. жил во многих городах Европы, в Норвегии бывал лишь наездом; только в
1891, уже будучи драматургом с мировым именем, он поселяется в Норвегии.
И. жил и творил в эпоху превращения Норвегии из страны мелкобуржуазной в страну
капиталистическую и явился самым талантливым отобразителем этого процесса. До второй половины
XIX века Норвегия являлась по преимуществу страной крепкого крестьянства. В небольших городах
процветали ремесло и торговля. Капитализм был не столько дальнейшим органическим этапом
экономического развития страны, сколько наносной формой, вторгающейся извне под влиянием более
высокого развития капитализма в других странах. Форсированное наступление промышленного капитала
встречает еще не потерявший жизнеспособность торговый капитал и не расслабленную предыдущим
ходом экономического развития страны мелкую буржуазию. Не изживши себя экономически, она не
сдает своих позиций без боя. Скандинавская лит-ра XIX века свидетельствует о еще жизнеспособной
мелкой буржуазии, вождем и одним из талантливейших представителей к-рой явился И.
Долгие годы хозяйственной замкнутости и оторванности от экономически более развитого Запада
определили глубоко-националистический характер всей литературы Скандинавии XIX в. и сказались
также на политических взглядах и литературной деятельности И. Сторонник националистического
движения, направленного против политического гнета Швеции и культурного засилия Дании, И. был
одним из пионеров норвежского лит-ого языка.
Первые его произведения далеки от реальной действительности. Их сюжет почерпнут из
исторической старины, саг и героических преданий Скандинавии. Воинствующий мелкий буржуа, И. не
хочет принять современной ему действительности -- поражения и перерождения его класса.
Вторгающимся извне новым экономическим формам он склонен противопоставить существующие и
существовавшие экономические и этические нормы, как присущие "духу" его народа. В национальноромантический
период своего творчества И. идет по стопам романтиков Эленшлегера и Гарца, его
национально-историческая драма проникнута идеализацией и стилизацией старины. Северный викинг,
Стр.1