В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ Космическая одиссея-2020, или Перспективы коммерческой космической связи в России Виктор Донианц, генеральный директор «Зонд-Холдинг», к.т.н. <...> Рыночные показатели ведущих мировых спутниковых операторов и производителей оборудования для космической связи уже несколько лет не внушают оптимизма. <...> Например, курсы акций Intelsat, Eutelsat Communications, Comtech Telecommunications и ряда менее известных игроков рынка за последние три года упали не на «какие-то» 10–20%, а в разы. <...> Ответ на первый вопрос очевиден: во-первых, уже не первый год происходит вытеснение спутниковой связи волоконно-оптическими линиями связи (ВОЛС), а вовторых, бурно развиваются мобильные приложения для смартфонов, которые, помимо создания новых рынков, успешно отвоевывают себе место на старых, фактически «убивая» фиксированную телефонную связь. <...> Начинается «великий OTT-поход» на традиционно спутниковый рынок ТВ-вещания и иные медиа, ориентированные на молодежную аудиторию. <...> Что делать игрокам отрасли спутниковой связи в такой ситуации? <...> Создавать спутниковую инфраструктуру, способную конкурировать с ВОЛС, своего рода спутниковый backhaul (backbone). <...> И активно развивать рынки, где оптоволокно не может использоваться в принципе: в первую очередь рынок услуг связи в движении (Communication-on-the-Move, COTM). <...> Очевидные тенденции «затухания» спутниковой связи в ее нынешней форме постепенно становятся понятными все большему числу присутствующих на рынке компаний. <...> Но на официальном уровне необходимость вывода спутниковой связи из кризиса пока не признается, по крайней мере в России. <...> У нас по-прежнему активно продвигаются спутниковые программы-монстры с финансированием в десятки и сотни миллиардов рублей и игнорируются давно принятые в мировой практике критерии жизнеспособности подобных проектов, а именно: • наличие устойчивой и длительной общественно полезной потребности (или рынка – в современной терминологии) в тех или иных услугах; • экономическая <...>