БОЛЬВЕРКИ ДЛЯ ГЛУБОКОВОДНЫХ УСЛОВИЙ 27 Коровкин В. С., доктор техн. наук, профессор кафедры водохозяйственного и гидротехнического строительства, Инженерно-строительный институт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Аннотация. <...> В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого студенты Инженерно-строительного института (специальность «Морские и воднотранспортные сооружения») на практических занятиях рассчитывают распространенные типы морских и речных причальных набережных. <...> В расчете используется единый подход, в котором каждый тип причальной набережной представляет собой конкретную специфичную раму с особенностью, заключающейся в том, что боковая грунтовая нагрузка на раму перераспределяется как от деформации ее элементов, так и от смещения конструкции в целом. <...> На первом этапе расчета уточняется боковое кулоновское давление на элементы сооружения. <...> На втором этапе выполняется расчет конкретного типа конструкции в виде рамы с уточненной грунтовой нагрузкой. <...> Ключевые слова: боковое давление грунта, тонкие причальные стенки, коэффициент жесткости грунта, стоечная рама, метод зеркального отображения. <...> Краткий обзор теорий, применяемых при расчете тонкой подпорной стенки Начиная с 30-х гг. прошлого века создано обширное число моделей их расчета тонких причальных стенок, взаимодействующих с грунтом. <...> Теория предельного равновесия грунта, используемая в графоаналитическом методе Блюма и Ломейера, не утратила своего практического значения до настоящего времени [1, 2]. <...> Недостатком метода упругой линии является использование предельной кулоновской эпюры бокового грунта на стенку, которая предполагает смещение сдвигу застывшего грунтового клина. <...> В действительности внутри смещаемого клина, разделенного условными грунтовыми полосками, имеют место различные смещения по высоте стенки (рис. <...> При повороте стенки относительно нижней опоры <...>