Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Лингвокультурология  / №10 2016

ИГРЫ РАЗУМА: ИНТЕЛЛЕКТ В ЮМОРИСТИЧЕСКОМОМ ДИСКУРСЕ (125,00 руб.)

0   0
Первый авторВоркачев
Страниц26
ID579743
АннотацияНа материале афористических высказываний и бытового анекдота исследуются игровые функции лексических показателей познавательной способности. Устанавливается, что в игровой тональности дискурса функционально выделяются два основных подвида: тональность «увеселительная», направленная на то, чтобы развеселить себя или получателя речи, и тональность «восхитительная», направленная на то, чтобы вызвать у получателей речи удивление и восхищение
УДК81’42
Воркачев, С.Г. ИГРЫ РАЗУМА: ИНТЕЛЛЕКТ В ЮМОРИСТИЧЕСКОМОМ ДИСКУРСЕ / С.Г. Воркачев // Лингвокультурология .— 2016 .— №10 .— С. 26-51 .— URL: https://rucont.ru/efd/579743 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 81’42 ББК Ш105.51 С. Г. Воркачев Краснодар, Россия ИГРЫ РАЗУМА: ИНТЕЛЛЕКТ В ЮМОРИСТИЧЕСКОМОМ ДИСКУРСЕ АННОТАЦИЯ. <...> На материале афористических высказываний и бытового анекдота исследуются игровые функции лексических показателей познавательной способности. <...> Устанавливается, что в игровой тональности дискурса функционально выделяются два основных подвида: тональность «увеселительная», направленная на то, чтобы развеселить себя или получателя речи, и тональность «восхитительная», направленная на то, чтобы вызвать у получателей речи удивление и восхищение. <...> СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Воркачев Сергей Григорьевич, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры научнотехнического перевода Кубанского государственного технологического университета. <...> Естественно, наиболее значимой и объемной разновидностью игрового дискурса с прагмалингвистической точки зрения выступает дискурс юмористический (комический) как «текст, погруженный в ситуацию смехового общения» [Карасик 2004: 304–332]. <...> Разновидностью игрового дискурса будет и развлекательный дискурс (см. <...> : [Карасик 2009: 332–341]), и, вероятно, другие типы дискурса, характеризуемые коммуникативной направленностью на языковую игру. <...> Игровой дискурс в «чистом виде» реализуется в таких литературных и речевых жанрах, первичных и вторичных, как анекдот, эпиграмма, частушка, эстрадная шутка, пародия, юмористический и сатирический рассказ, роман и пр. <...> Помимо этого игровое начало может присутствовать в виде «коммуникативной тональности» [Карасик 2009: 304] практически в любом виде неигрового дискурса, за исключением, конечно, судебных приговоров, технических инструкций и прочих текстов, не допускающих разночтения. <...> Игровая тональность дискурса создается при помощи самых разнообразных языковых средств и риторических приемов, формальных и семантических, — иронии и самоиронии, насмешки и самонасмешки, сарказма, гротеска, парадокса, различных форм «языковой <...>