О. Л. Довгий
Тритон всплывает: Хвостов у Пушкина
Граф Дмитрий Иванович Хвостов. <...> И Пушкин, и Хвостов -- певцы Петербурга (Хвостов сам называл себя певцом Невы); а в
пушкинском описании наводнения, предсказанного и воспетого Хвостовым, не могли не всплыть и
хвостовское название северной столицы, и хвостовский же тритон из "Оды М. В. <...> Хвостов с Пушкиным постоянно, и Пушкин это знает. <...> В стихотворении "Городок" Пушкин вспоминает идиллические картинки ранней юности:
В досужий мне часок
У добренькой старушки
Душистый пью чаек;
Не подхожу я к ручке,
Не шаркаю пред ней;
Она не приседает,
Но тотчас и вестей
Мне пропасть наболтает. <...> Газеты собирает
Она со всех сторон,
Все сведает, узнает:
Кто умер, кто влюблен,
Кого жена по моде
Рогами убрала,
В котором огороде
Капуста цвет дала,
Фома свою хозяйку
Не за что наказал,
Антошка балалайку
Играя разломал, - Старушка все расскажет;
Меж тем как юбку вяжет,
Болтает все свое;
А я сижу смиренно,
В мечтаньях углубленный,
Не слушая ее. <...> На рифмы удалого
Так некогда Свистова
В столице я внимал,
Когда свои творенья
Он с жаром мне читал,
Ах! видно, бог пытал
Тогда мое терпенье! - это, конечно, просто кокетство: Пушкин прекрасно понимает, что здесь бог не только "пытал его
терпенье", но давал богатую пищу его уму и творческой фантазии. <...> Хвостов здесь в роли такой старушки: над ним настолько
принято смеяться, что никому в голову не придет, что бойкий Сверчок что-то берет у Хвостова. <...> На рифмы удалого" -комплимент весьма двусмысленный: Пушкин прекрасно знал творчество Сумарокова и слышал, что в
стихах Хвостова рифмы часто совпадают с сумароковскими:
Подъяческие души
Легко пожалуют в рога большие уши
("Заяц" Сумарокова)
О горесть! о беда! свирепы души
У датска кобеля отрезали вмиг уши
("Собака без ушей" Хвостова)
или:
Густая шерсть, копыта не велики;
Довольно ли тебе, плутишка, сей улики?
(сумароковский "Волк и Ягненок")
Пусть уши у тебя, собака, не велики <...>
Тритон_всплывает_Хвостов_у_Пушкина.pdf
О. Л. Довгий
Тритон всплывает: Хвостов у Пушкина
Граф Дмитрий Иванович Хвостов. Сочинения. --М.: INTRADA, 1999.
Scan ImWerden
OCR Бычков М. Н.
Люблю тебя, Петра творенье...
("Медный всадник")
Единственный Петрополь, славный,
Краса Европы городов...
("Июль в Петрополе")
И Пушкин, и Хвостов -- певцы Петербурга (Хвостов сам называл себя певцом Невы); а в
пушкинском описании наводнения, предсказанного и воспетого Хвостовым, не могли не всплыть и
хвостовское название северной столицы, и хвостовский же тритон из "Оды М. В. Ломоносову" ("Оды"
1801 г., с. 112):
Внуши [ты, Ломоносов], что в рог Тритоны трубят...
Да и сам Хвостов, старомодный, верный традиции, как мифологический тритон, постоянно
всплывает в творчестве Пушкина, возобновляя игру, начатую очень давно. Для всех поэтов начала XIX
века Хвостов в какой-то (в основном ранний) момент творчества служил мишенью для насмешек и давал
возможность оттачивать остроумие, но с Пушкиным его игра не прекращается и после Лицея, и после
Арзамаса. Хвостов с Пушкиным постоянно, и Пушкин это знает.
В стихотворении "Городок" Пушкин вспоминает идиллические картинки ранней юности:
В досужий мне часок
У добренькой старушки
Душистый пью чаек;
Не подхожу я к ручке,
Не шаркаю пред ней;
Она не приседает,
Но тотчас и вестей
Мне пропасть наболтает.
Газеты собирает
Она со всех сторон,
Все сведает, узнает:
Кто умер, кто влюблен,
Кого жена по моде
Рогами убрала,
В котором огороде
Капуста цвет дала,
Фома свою хозяйку
Не за что наказал,
Антошка балалайку
Играя разломал, -Старушка
все расскажет;
Меж тем как юбку вяжет,
Болтает все свое;
А я сижу смиренно,
В мечтаньях углубленный,
Не слушая ее.
На рифмы удалого
Так некогда Свистова
В столице я внимал,
Когда свои творенья
Стр.1