Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» ОРГАНИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ АКТИВНОСТИ СЕМЬИ «К ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТКОВОГО ВРАЧА-ПЕДИАТРА» Методические рекомендации Глазов ГГПИ 2017 УДК 614.2 ББК 53.5 О-64 Рекомендовано к изданию учебным научно-методическим советом ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» Составители: И. А. Дымова, кандидат медицинских наук, завкафедрой физической культуры и безопасности жизнедеятельности Глазовского государственного педагогического института имени В. Г. Короленко», г. Глазов; А. А. Кароян, кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности Глазовского государственного педагогического института имени В. Г. Короленко», г. Глазов Рецензенты: М. К. Ермакова, доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой пропедевтики детских болезней с курсом поликлинической педиатрии Ижевской государственной медицинской академии, г. Ижевск; В. П. Санников, заслуженный врач Удмуртской Республики, кандидат медицинских наук, профессор Российской академии естествознания, заведующий отделением анестезиологии и реанимации БУЗ УР «Глазовская городская больница № 1 МЗ УР», г. Глазов О-64 Организационно-образовательная программа формирования и развития медицинской активности семьи «К здоровой семье через деятельность участкового врача-педиатра»: методические рекомендации / сост. <...> ISBN 978-5-93008-232-6 Методические рекомендации предназначены для педиатров поликлиник и медицинских сестер, врачей общей практики. <...> 5 Медицинская активность семьи и ее значение в управлении здоровьем детей первого года жизни . <...> 11 Структура и содержание организационно-образовательной программы <...>
Организационно-образовательная_программа_формирования_и_развития_медицинской_активности_семьи_«К_здоровой_семье_через_деятельность_участкового_врача-педиатра»_методические_рекомендации.pdf
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Глазовский государственный педагогический институт
имени В. Г. Короленко»
ОРГАНИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
МЕДИЦИНСКОЙ АКТИВНОСТИ СЕМЬИ
«К ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАСТКОВОГО ВРАЧА-ПЕДИАТРА»
Методические рекомендации
Глазов
ГГПИ
2017
Стр.1
УДК 614.2
ББК 53.5
О-64
Рекомендовано к изданию учебным научно-методическим советом
ФГБОУ ВО «Глазовский государственный
педагогический институт имени В. Г. Короленко»
Составители:
И. А. Дымова, кандидат медицинских наук, завкафедрой физической культуры
и безопасности жизнедеятельности Глазовского государственного педагогического
института имени В. Г. Короленко», г. Глазов;
А. А. Кароян, кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры
и безопасности жизнедеятельности Глазовского государственного педагогического
института имени В. Г. Короленко», г. Глазов
Рецензенты:
М. К. Ермакова, доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой пропедевтики
детских болезней с курсом поликлинической педиатрии Ижевской государственной
медицинской академии, г. Ижевск;
В. П. Санников, заслуженный врач Удмуртской Республики, кандидат медицинских
наук, профессор Российской академии естествознания, заведующий отделением
анестезиологии и реанимации БУЗ УР «Глазовская городская больница № 1 МЗ
УР», г. Глазов
О-64 Организационно-образовательная программа формирования
и развития медицинской активности семьи «К здоровой семье через деятельность
участкового врача-педиатра»: методические рекомендации /
сост. И. А. Дымова, А. А. Кароян. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2017. –
48 с.
ISBN 978-5-93008-232-6
Методические рекомендации предназначены для педиатров поликлиник и медицинских
сестер, врачей общей практики.
УДК 614.2
ББК 53.5
ISBN 978-5-93008-232-6
© Дымова И. А., составление, 2017
© Кароян А. А., составление, 2017
© ФГБОУ ВО «Глазовский
государственный педагогический
институт им. В. Г. Короленко», 2017
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация ............................................................................................ 4
Введение .............................................................................................. 5
Медицинская активность семьи и ее значение в управлении
здоровьем детей первого года жизни ................................................. 8
Медико-социальная характеристика семьи .................................... 11
Структура и содержание организационно-образовательной
программы по формированию и развитию медицинской
активности семьи .............................................................................. 13
Характеристика групп сравнения (МАС и МНАС) ....................... 20
Факторы, определяющие и прогнозирующие уровень
медицинской активности семьи ...................................................... 22
Комплексная оценка состояния здоровья детей ............................ 24
Заключение ....................................................................................... 30
Практические рекомендации ........................................................... 31
Список литературы ........................................................................... 32
Приложение 1. Качественно-клиническая оценка
психического развития детей 1–2–3-го года жизни
(К. Л. Печора) ................................................................................... 33
Приложение 2. Показатели поведения детей первого
года жизни (Н. М. Аскарина) ........................................................... 34
Приложение 3. Статистические критерии определения
общей группы «длительно и часто болеющих детей»
первого года жизни (Н. Н. Ваганов, 1990) ...................................... 35
Приложение 4. Показатели нервно-психического развития
детей первого года жизни ................................................................ 36
Приложение 5. Оценка двигательного развития ребенка
от 0 до 12 месяцев (Методика Санкт-Петербургского
Института раннего вмешательства, 1996) ..................................... 39
Приложение 6. Оценка психического развития ребенка
от 0 до 12 месяцев (Методика Санкт-Петербургского
Института раннего вмешательства, 1996) ...................................... 41
Приложение 7. Контрольная карта развития ребенка
первого года жизни ........................................................................... 46
3
Стр.3
АННОТАЦИЯ
Управление состоянием здоровья детей, в частности раннего
возраста, в условиях нарастающего его ухудшения – первоочередная
медико-социальная задача. Федеральная программа «Здоровый
ребенок» стимулирует разработку эффективных методов
улучшения показателей здоровья.
Изучение различных аспектов формирования здоровья детей
на современном этапе позволяет сформулировать приоритетные
медико-организационные мероприятия, направленные на повышение
эффективной деятельности системы здоровья и использование
ресурсов в области охраны здоровья детей.
Представленная программа «К здоровой семье через деятельность
участкового врача-педиатра» направлена на переориентацию
формирования здорового образа жизни и медицинской активности
семьи с целью улучшения состояния здоровья детей с
помощью деятельности участкового педиатра, методом активизации
эффективных организационно-образовательных мероприятий.
Путем анкетирования из 80 признаков, включающих факторы
медицинской активности семьи, авторы выявили 20 ведущих,
по совокупности которых прогнозируется риск недостаточного
ухода за ребенком и ранний перевод его на искусственное вскармливание.
Учет прогностических факторов позволит выявить матерей
«группы риска» и индивидуально подходить к их обучению и
практическому решению проблем формирования и развития медицинской
активности.
4
Стр.4