Глобальное кулинарное пространство и гастрономические стратегии городов России Глобальное кулинарное пространство и гастрономические стратегии городов России А.Б. <...> E-mail: azrakhmanov@mail.ru В статье представлена концепция глобального кулинарного пространства, в котором взаимодействуют кулинарные традиции многих народов. <...> На основе анализа популярности различных национальных кухонь в ведущих городах мира делается вывод о существовании иерархии кулинарных держав. <...> Наиболее популярными в российском кулинарном пространстве оказываются русская, итальянская, японская, американская и китайская кухни. <...> Ключевые слова: социология пищи, глобальное кулинарное пространство, гастрономические стратегии, кулинарная держава, кулинарный суверенитет, кулинарный национализм, кулинарный космополитизм Кулинария как отрасль общественного производства Пища (еда и питье) – одна из наиболее важных природных потребностей человека. <...> В данной статье предпринята попытка анализа кулинарии как социального явления в эпоху становления глобального общества и позиций российских городов в глобальном кулинарном пространстве. <...> Кулинария – это деятельность по приготовлению пищи, готовой к непосредственному потреблению человеком, специфическая отрасль производства. <...> Кулинария есть воплощение активного (производительного) отношения к пище, гастрономия – пассивного (потребительского). <...> Как отрасль общественного производства кулинария начала выделяться еще в античности, обособившись от сельского хозяйства, ремесла и торговли – например, в Древнем Риме с его 91 92 ЭКО. <...> В этих предшественниках современных кафе и ресторанов, красочно описанных, например, в «Сатириконе» Петрония Арбитра, трапезничали в первую очередь римские пролетарии. <...> Становление кулинарии как особой отрасли общественного производства предполагало эволюцию средств кулинарного труда и появление специализированных работников – поваров, посудомоек, официантов <...>