Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Кавказ в культурном пространстве России : учебное пособие. Направления подготовки: 51.03.06 – Библиотечно-информационная деятельность, 51.03.03 – Социально-культурная деятельность. Профили подготовки: «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Социально-культурные технологии в индустрии досуга». Бакалавриат (190,00 руб.)

0   0
Первый авторМалявина Г. И.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц141
ID578800
АннотацияПособие содержит ключевые моменты интеграции народов Кавказа в культурное пространство Российского государства, анализируется опыт культуры межнационального общения. Культурное наследие России рассматривается как одна из базовых составляющих культуры Кавказа. Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки: 51.03.06 – Библиотечно-информационная деятельность, 51.03.03 – Социально-культурная деятельность
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки: 51.03.06 – Библиотечно-информационная деятельность, 51.03.03 – Социально-культурная деятельность
УДК008.001
ББК63.5:66.3
Малявина, Г. И. Кавказ в культурном пространстве России : учебное пособие. Направления подготовки: 51.03.06 – Библиотечно-информационная деятельность, 51.03.03 – Социально-культурная деятельность. Профили подготовки: «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Социально-культурные технологии в индустрии досуга». Бакалавриат / Г. И. Малявина .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 141 с. — URL: https://rucont.ru/efd/578800 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Г. И. Малявина КАВКАЗ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направления подготовки: 51.03.06 – Библиотечно-информационная деятельность; 51.03.03 – Социально-культурная деятельность Профили подготовки: «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности»; «Социально-культурные технологии в индустрии досуга» Бакалавриат Ставрополь 2015 УДК 008.001 (075.8) ББК 63.5:66.3 (2Рос-7)-6 М 21 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: канд. ист. наук, доцент Д. В. Пикалов, д-р филос. наук, профессор В. Н. Грузков (Ставропольский государственный педагогический институт) Малявина Г. И. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки: 51.03.06 – Библиотечно-информационная деятельность; 51.03.03 – Социально-культурная деятельность. <...> Задачи: – дать понимание уникального опыта межкультурной коммуникации кавказских народов, который может помочь в преодолении современных кризисных явлений, переживаемых Россией в национальном вопросе; – ознакомить со «своими и чужими» культурными традициями, определяющими этническое самосознание и культурно-цивилизационную самоидентификацию; – дать понимание процесса вхождения Северо-Кавказского региона в культурное поле России; – ознакомиться с деятельностью выдающихся деятелей культуры, в творчестве которых осуществлен синтез русской и горской культур, заложены основы преодоления межплеменной и религиозной розни; – развивать умение критически оценивать информационные источники для получения новых знаний; – способствовать овладению классическими и современными концептуальными подходами к диалогу двух традиционных цивилизаций; – развивать умение ориентироваться в проблемах <...>
Кавказ_в_культурном_пространстве_России_Учебное_пособие._Направления_подготовки_51.03.06_–_Библиотечно-информационная_деятельность,_51.03.03_–_Социально-культурная_деятельность._Профили_подготовки_«Ме_titlebreak__технологии_в_индустрии_досуга»._Бакалавриат.pdf
УДК 008.001 (075.8) ББК 63.5:66.3 (2Рос-7)-6 М 21 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: канд. ист. наук, доцент Д. В. Пикалов, д-р филос. наук, профессор В. Н. Грузков (Ставропольский государственный педагогический институт) Малявина Г. И. М 21 Кавказ в культурном пространстве России: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 141 с. Пособие содержит ключевые моменты интеграции народов Кавказа в культурное пространство Российского государства, анализируется опыт культуры межнационального общения. Культурное наследие России рассматривается как одна из базовых составляющих культуры Кавказа. Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки: 51.03.06 – Библиотечно-информационная деятельность; 51.03.03 – Социально-культурная деятельность. УДК 008.001 (075.8) ББК 63.5:66.3 (2Рос-7)-6 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Острота межэтнических конфликтов в современной России детерминирована совокупностью факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной концепции национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания ранее репрессированных народов. В этих условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов. В этом плане особый интерес представляет Северо-Кавказский регион, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Кавказ – это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символической когнитивно-культурной системой. Одним из серьезных препятствий на пути стабилизации межэтнических отношений в регионе является отсутствие позитивного образа этнических отношений в общественном сознании. Между тем такой образ – это исключительно важный элемент полиэтнического и поликультурного общества. Кавказ по природно-географическим свойствам и геополитическому расположению был и остается одним из важнейших регионов, который определяет настоящее и будущее страны, активно влияет на ход политико-экономических, социально-культурных и этноконфессиональных процессов, разворачивающихся в современной России. Когда Россия утверждала свои права на Кавказ, 3
Стр.3
развивавшиеся в связи с этим культурные процессы были одним из важнейших средств понимания кавказского мира Россией и одновременно средством постижения Кавказом мира России. В указанном контексте особую актуальность представляет изучение Кавказского региона в качестве неотъемлемой части Российского государства в связи с развитием культурно-просветительских процессов, роли искусства и литературы, а также деятельности выдающихся их представителей. Цель курса – познакомить студентов с различными моментами культурной жизни Северо-Кавказского региона в контексте его включения в культурное поле России. Задачи: – дать понимание уникального опыта межкультурной коммуникации кавказских народов, который может помочь в преодолении современных кризисных явлений, переживаемых Россией в национальном вопросе; – ознакомить со «своими и чужими» культурными традициями, определяющими этническое самосознание и культурно-цивилизационную самоидентификацию; – дать понимание процесса вхождения Северо-Кавказского региона в культурное поле России; – ознакомиться с деятельностью выдающихся деятелей культуры, в творчестве которых осуществлен синтез русской и горской культур, заложены основы преодоления межплеменной и религиозной розни; – развивать умение критически оценивать информационные источники для получения новых знаний; – способствовать овладению классическими и современными концептуальными подходами к диалогу двух традиционных цивилизаций; – развивать умение ориентироваться в проблемах религиозно-политического экстремизма и этноконфессиональной толерантности на Северном Кавказе; – дать понимание значимости национально-культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов Северного Кавказа; 4
Стр.4
– способствовать формированию позитивного образа этнических отношений в общественном сознании региона. В результате освоения материала учебного пособия у студентов формируются общекультурные и профессиональные компетенции. По направлению подготовки 51.03.06 – Библиотечно-информационная деятельность: – ОК-7 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; – ОК-8 – способность к самоорганизации и самообразованию; – ПК-30 – способность к созданию благоприятной культурно-досуговой среды. По направлению подготовки 51.03.03 – Социально-культурная деятельность: – ОК-1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения – ОК-2 – умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; – ОК-8 – осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; – ОК-9 – использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы; – ПК-1 – способность эффективно реализовывать актуальные задачи государственной культурной политики в процессе организации социально-культурной деятельности Самостоятельная работа реализуется непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических и семинарских занятиях, а также в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т. д. 5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................ 3 РАЗДЕЛ I. КАВКАЗ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 1. Естественно-географическая, антропологическая и этнополитическая картина Северного Кавказа.................. 2. Доисламские верования народов Северного Кавказа. Нартский эпос как культурное пространство народов Кавказа............................................................................. 3. Традиционные культуры народов Кавказа......................... 4. Влияние русской культуры на культуру народов Северного Кавказа......................................................................... РАЗДЕЛ II. РОССИЯ И НАРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ДИАЛОГА 5. Институт образования: особенности функционирования в этнополитическом процессе на Северном Кавказе..................................................................... 6. Мировые религии и религиозные течения на северном Кавказе...................................................................... 7. Ставрополь – центр провинциальной культуры XIX – начала XX вв. ...................................................................... ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................. ГЛОССАРИЙ.................................................................................. ЛИТЕРАТУРА................................................................................. 6 16 32 49 71 85 100 126 129 138 140
Стр.140