УДК 008.001 (075.8)
ББК 63.5:66.3 (2Рос-7)-6
М 21
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
канд. ист. наук, доцент Д. В. Пикалов,
д-р филос. наук, профессор В. Н. Грузков
(Ставропольский государственный педагогический институт)
Малявина Г. И.
М 21 Кавказ в культурном пространстве России: учебное
пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 141 с.
Пособие содержит ключевые моменты интеграции народов
Кавказа в культурное пространство Российского государства, анализируется
опыт культуры межнационального общения. Культурное
наследие России рассматривается как одна из базовых составляющих
культуры Кавказа.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям
подготовки: 51.03.06 – Библиотечно-информационная деятельность;
51.03.03 – Социально-культурная деятельность.
УДК 008.001 (075.8)
ББК 63.5:66.3 (2Рос-7)-6
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Острота межэтнических конфликтов в современной России
детерминирована совокупностью факторов: разрушением социально-экономических,
политических, идеологических взаимосвязей;
активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных
и национальных идеалов, ценностных установок;
отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной
концепции национальной политики; неконтролируемой миграцией;
ростом национального самосознания ранее репрессированных
народов.
В этих условиях резко повышается актуальность и значимость
национальных культурных установок, ценностно-символических
аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей
конкретных этносов. В этом плане особый интерес представляет
Северо-Кавказский регион, в котором сосредоточены
многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями.
Достаточно сказать, что в данном регионе проживают
более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного
населения, множество транзитивных этнокультурных объединений,
попавших сюда в результате миграционных процессов
последних десятилетий. Кавказ – это сложная система множества
мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной
национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных
ценностей, сложной знаково-символической когнитивно-культурной
системой.
Одним из серьезных препятствий на пути стабилизации межэтнических
отношений в регионе является отсутствие позитивного
образа этнических отношений в общественном сознании. Между
тем такой образ – это исключительно важный элемент полиэтнического
и поликультурного общества.
Кавказ по природно-географическим свойствам и геополитическому
расположению был и остается одним из важнейших регионов,
который определяет настоящее и будущее страны, активно
влияет на ход политико-экономических, социально-культурных и
этноконфессиональных процессов, разворачивающихся в современной
России. Когда Россия утверждала свои права на Кавказ,
3
Стр.3
развивавшиеся в связи с этим культурные процессы были одним из
важнейших средств понимания кавказского мира Россией и одновременно
средством постижения Кавказом мира России.
В указанном контексте особую актуальность представляет изучение
Кавказского региона в качестве неотъемлемой части Российского
государства в связи с развитием культурно-просветительских
процессов, роли искусства и литературы, а также деятельности выдающихся
их представителей.
Цель курса – познакомить студентов с различными моментами
культурной жизни Северо-Кавказского региона в контексте его
включения в культурное поле России.
Задачи:
– дать понимание уникального опыта межкультурной коммуникации
кавказских народов, который может помочь в преодолении
современных кризисных явлений, переживаемых Россией в национальном
вопросе;
– ознакомить со «своими и чужими» культурными традициями,
определяющими этническое самосознание и культурно-цивилизационную
самоидентификацию;
– дать понимание процесса вхождения Северо-Кавказского региона
в культурное поле России;
– ознакомиться с деятельностью выдающихся деятелей культуры,
в творчестве которых осуществлен синтез русской и горской
культур, заложены основы преодоления межплеменной и религиозной
розни;
– развивать умение критически оценивать информационные
источники для получения новых знаний;
– способствовать овладению классическими и современными
концептуальными подходами к диалогу двух традиционных цивилизаций;
–
развивать умение ориентироваться в проблемах религиозно-политического
экстремизма и этноконфессиональной толерантности
на Северном Кавказе;
– дать понимание значимости национально-культурных установок,
ценностно-символических аспектов бытия национальных
социумов, специфических особенностей конкретных этносов Северного
Кавказа;
4
Стр.4
– способствовать формированию позитивного образа этнических
отношений в общественном сознании региона.
В результате освоения материала учебного пособия у студентов
формируются общекультурные и профессиональные компетенции.
По направлению подготовки 51.03.06 – Библиотечно-информационная
деятельность:
– ОК-7 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая
социальные, этнические, конфессиональные и культурные
различия;
– ОК-8 – способность к самоорганизации и самообразованию;
– ПК-30 – способность к созданию благоприятной культурно-досуговой
среды.
По направлению подготовки 51.03.03 – Социально-культурная
деятельность:
– ОК-1 – владение культурой мышления, способность к обобщению,
анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору
путей её достижения
– ОК-2 – умение логически верно, аргументированно и ясно
строить устную и письменную речь;
– ОК-8 – осознание социальной значимости своей будущей профессии,
обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной
деятельности;
– ОК-9 – использование основных положений и методов социальных,
гуманитарных и экономических наук при решении социальных
и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые
проблемы и процессы;
– ПК-1 – способность эффективно реализовывать актуальные
задачи государственной культурной политики в процессе организации
социально-культурной деятельности
Самостоятельная работа реализуется непосредственно в процессе
аудиторных занятий – на лекциях, практических и семинарских
занятиях, а также в контакте с преподавателем вне рамок
расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих
контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении
индивидуальных заданий и т. д.
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................ 3
РАЗДЕЛ I. КАВКАЗ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1. Естественно-географическая, антропологическая
и этнополитическая картина Северного Кавказа..................
2. Доисламские верования народов Северного Кавказа.
Нартский эпос как культурное пространство
народов Кавказа.............................................................................
3. Традиционные культуры народов Кавказа.........................
4. Влияние русской культуры на культуру народов
Северного Кавказа.........................................................................
РАЗДЕЛ II. РОССИЯ И НАРОДЫ
СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ПРОБЛЕМЫ
КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ДИАЛОГА
5. Институт образования: особенности
функционирования в этнополитическом процессе
на Северном Кавказе.....................................................................
6. Мировые религии и религиозные течения
на северном Кавказе......................................................................
7. Ставрополь – центр провинциальной культуры
XIX – начала XX вв. ......................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................
ГЛОССАРИЙ..................................................................................
ЛИТЕРАТУРА.................................................................................
6
16
32
49
71
85
100
126
129
138
140
Стр.140