ПРОБЛЕМЫ СБОРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА УДК 621.438 В.Ф. Безъязычный, д-р техн. наук, профессор; М.С. Бахмицкий, аспирант; М.А. Ганзен, аспирант (РГАТУ им. <...> П.А. Соловьева, Рыбинск, е-mail: root@rgata.ru) ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАДАННЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ ЗАЗОРОВ В ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ КОМПРЕССОРА ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ГТД Показано существенное влияние осевых и радиальных зазоров на эксплуатационные характеристики компрессора. <...> Предложены технологические и организационные мероприятия по повышению точности выполнения зазоров при сборке, а также сохранению достигнутой точности при длительной эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте. <...> Введение Компрессор газотурбинного двигателя предназначен для непрерывного сжатия потока воздуха, попадающего во входное устройство двигателя, и направления этого потока в камеру сгорания, внешний контур или последующий каскад компрессора. <...> Помимо основных конструктивных параметров (размеров проточной части, профилей лопаточных венцов и других) на характеристики компрессора в значительной степени влияют второстепенные параметры, в частности зазоры между элементами ротора и статора в его проточной части (рис. <...> Конструктивные зазоры в проточной части компрессора: ∆1, ∆2, ∆3 – осевые зазоры; δ1, δ2, δ3, δ4 – радиальные зазоры 2 Радиальные зазоры между рабочими лопатками и корпусом, а также между лопатками направляющего аппарата и ротором выполняются для обеспечения возможности свободного вращения ротора внутри статора и исключения вероятности их соприкосновения, которое может привести к повышенному износу корпуса и вершин лопаток, их деформации или поломке, а в отдельных случаях и к заклиниванию ротора с последующей остановкой двигателя и его выходом из строя. <...> В качестве примера, по обобщенным данным [1, 2], следует отметить, что увеличение зазоров на 1 % приводит к снижению КПД компрессора на 3 %, вызывая увеличение расхода топлива до 10 %. <...> Инженерный <...>