ХВОЩИНСКАЯ (в замужестве Зайончковская), Надежда Дмитриевна, псевдоним -- В.
Крестовский [20.V(1.VI).1824, Пронский у. Рязанской губ.-- 8(20).VI.1889, Петергоф] -- прозаик, критик.
Родилась в имении своего отца в Рязанской губ. Отец X., в прошлом офицер, служил в одном из
гражданских ведомств. Вскоре после рождения дочери был несправедливо обвинен в растрате казенных
денег, лишился места. Семья переселилась в Рязань. Здесь X. почти безвыездно прожила до 1884 г., когда
переехала в Петербург.
Получила домашнее воспитание, посещала занятия в частном пансионе. Была художественно
одаренной натурой, рисовала, рано проявила литературные наклонности. В детстве вместе с братом и
сестрами, (впоследствии две ее сестры -- Софья и Прасковья -- также стали писательницами, первая
печаталась под псевдонимом И. Весеньев, вторая -- С. Зимарова) сочиняла исторические романы,
составляла журнал "Звездочка". Увлекалась В. Шекспиром, Ф. Шиллером, А. Данте, но особенно -- В.
Гюго. Русскую литературу знала меньше.
Жизнь X. сложилась нелегко, на ее долю выпало немало невзгод и испытаний: материальная
нужда, ранняя смерть отца, а затем и самого близкого ей человека -- сестры Софьи. В 1865 г. она выходит
замуж за ссыльного врача И. И. Зайончковского, в 1872 г. он после длительной болезни умирает. Тяготила
ее и атмосфера провинциальной жизни. Единственным прибежищем для талантливой, ищущей личности
становится творчество. До конца своих дней X. продолжала работать, очень серьезно и ответственно
относясь к писательскому труду: Дебютировала X. стихами, в которых высказалась тоска одинокой души
в однообразии и скуке провинциального существования. С 1847 г. она стала печататься в "Литературной
газете", журнале "Отечественные записки" и др. изданиях. На выход ее первой книги -- повести в стихах
"Деревенский случай" (1853) откликнулся Н. А. Некрасов. Отметив в повести "верно и тонко выраженные
мысли", он в целом не увидел у автора "собственно поэтического таланта". Считая, что X. "пошла по
ложной дороге", он советовал ей обратиться к прозе (Некрасов Н. А. Собр. соч.-- Т. 9.-- С. 671--673).
Первое прозаическое произведение X.-- повесть "Анна Михайловна" появилась в 1850 г. в журнале
"Отечественные записки" под псевдонимом В. Крестовский. По свидетельству современницы,
писательница взяла фамилию первого встретившегося ей на улице мальчика (Цебрикова М. К.-- С. 1--40).
Позднее, когда стало известным имя романиста Вс. В. Крестовского, X. выступала в печати как "В.
Крестовский-псевдоним".
Излюбленные герои ранних романов и повестей X.-- молодые люди, судьбы которых
складываются драматично на фоне общего застоя, бездушия и бездуховности провинциального быта. Это
бессилие неокрепших душ перед миром стяжательства, пошлости, лжи, самодовольного скудоумия нашло
у X. столь искреннее воплощение, что позволило А. А. Григорьеву заметить о произведениях
Крестовского: "...не рассудочным отрицанием, но болезненными опытами сердца добыты мысли, лежащие
в основе его повестей" (Москвитянин.-- 1855.-- No 15--16.-- Кн. 1--2.-- С. 204).
Быстро выявился круг преимущественного внимания и интересов писательницы -- семейнобытовые
и любовные отношения. Трилогия "Провинция в старые годы" ("Свободное время", "Кто же
остался доволен", "Последнее действие комедии"), 1850--1856, романы "Деревенская история" (1855),
"Баритон" (1857) и др. повествуют о неумолимости процесса внутреннего разложения провинциальной
дворянско-помещичьей семьи, о разрушении патриархальных традиций, лживости семейной морали.
Наиболее глубоко тема эта решена в повести "Братец" (1858). В основе ее противостояние двух
неравных сил -- живущая в глухом захолустье семья (ослепленная любовью к сыну мать, угасающие в
одиночестве сестры) и "братец", преуспевающий столичный чиновник Сергей Андреевич Чиркин.
Писательница точно рисует портрет безжалостного и равнодушного дельца. Повесть получила признание
критики, высоко оценил ее Д. И. Писарев, особо отметив тонкий психологизм и художественное
мастерство (Писарев Д. И. Собр. соч.-- Т. 1.-- С. 26).
60--70 гг. нашли своеобразное преломление в творчестве X., привнеся новые идеи и образы. Как и
для многих ее современников, одной из важнейших становится для писательницы проблема освобождения
женщины. Героини повести "Пансионерка" (1861), романа "Большая Медведица" (1871) -- уже не просто
выразительницы пассивного протеста: стремясь к деятельной жизни, они отваживаются на разрыв со
своей средой. "Работа, знание и свобода" -- их девиз. X. настойчиво утверждает благотворность и
спасительную силу самостоятельного труда для воспитания молодого поколения. Цельные натуры,
внутренне готовые к самопожертвованию ради блага других, героини X. во многом близки тургеневским
женщинам.
Решение больных вопросов времени, в т. ч. и женской эмансипации, X. видела в изменении
состояния общества в целом, пути же достижения этой цели оставались ей неясны, и оттого большинство
ее повестей и романов окрашено в грустные тона.
Писательница призналась, что не умеет писать о том, чего не видела и не знает (Цебрикова М. К.-С.
13). Стремясь к достоверности, X. тщательно, до малейших деталей, обдумывала замысел: составляла
хронологические таблицы с датами рождения героев, чертила планы домов и т. д. (Винницкая А. А.
Стр.1