Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Хвощинская Н. Д.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID5784
АннотацияОб авторе (Хвощинская Надежда Дмитриевна).
Кому рекомендованоОб авторе
Хвощинская Н. Д.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/5784 (дата обращения: 20.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ХВОЩИНСКАЯ (в замужестве Зайончковская), Надежда Дмитриевна, псевдоним -- В. <...> Была художественно одаренной натурой, рисовала, рано проявила литературные наклонности. <...> В детстве вместе с братом и сестрами, (впоследствии две ее сестры -- Софья и Прасковья -- также стали писательницами, первая печаталась под псевдонимом И. Весеньев <...> Жизнь X. сложилась нелегко, на ее долю выпало немало невзгод и испытаний: материальная нужда, ранняя смерть отца, а затем и самого близкого ей человека -- сестры Софьи. <...> В 1865 г. она выходит замуж за ссыльного врача И. И. Зайончковского, в 1872 г. он после длительной болезни умирает. <...> Единственным прибежищем для талантливой, ищущей личности становится творчество. <...> До конца своих дней X. продолжала работать, очень серьезно и ответственно относясь к писательскому труду: Дебютировала X. стихами, в которых высказалась тоска одинокой души в однообразии и скуке провинциального существования. <...> С 1847 г. она стала печататься в "Литературной газете", журнале "Отечественные записки" и др. изданиях. <...> На выход ее первой книги -- повести в стихах "Деревенский случай" (1853) откликнулся Н. А. Некрасов. <...> Отметив в повести "верно и тонко выраженные мысли", он в целом не увидел у автора "собственно поэтического таланта". <...> Первое прозаическое произведение X.-- повесть "Анна Михайловна" появилась в 1850 г. в журнале "Отечественные записки" под псевдонимом В. <...> По свидетельству современницы, писательница взяла фамилию первого встретившегося ей на улице мальчика (Цебрикова М. <...> Излюбленные герои ранних романов и повестей X.-- молодые люди, судьбы которых складываются драматично на фоне общего застоя, бездушия и бездуховности провинциального быта. <...> Это бессилие неокрепших душ перед миром стяжательства, пошлости, лжи, самодовольного скудоумия нашло у X. столь искреннее воплощение, что позволило А. А. Григорьеву заметить о произведениях Крестовского: "...не рассудочным отрицанием <...>
Хвощинская_Н._Д._Биобиблиографическая_справка.pdf
ХВОЩИНСКАЯ (в замужестве Зайончковская), Надежда Дмитриевна, псевдоним -- В. Крестовский [20.V(1.VI).1824, Пронский у. Рязанской губ.-- 8(20).VI.1889, Петергоф] -- прозаик, критик. Родилась в имении своего отца в Рязанской губ. Отец X., в прошлом офицер, служил в одном из гражданских ведомств. Вскоре после рождения дочери был несправедливо обвинен в растрате казенных денег, лишился места. Семья переселилась в Рязань. Здесь X. почти безвыездно прожила до 1884 г., когда переехала в Петербург. Получила домашнее воспитание, посещала занятия в частном пансионе. Была художественно одаренной натурой, рисовала, рано проявила литературные наклонности. В детстве вместе с братом и сестрами, (впоследствии две ее сестры -- Софья и Прасковья -- также стали писательницами, первая печаталась под псевдонимом И. Весеньев, вторая -- С. Зимарова) сочиняла исторические романы, составляла журнал "Звездочка". Увлекалась В. Шекспиром, Ф. Шиллером, А. Данте, но особенно -- В. Гюго. Русскую литературу знала меньше. Жизнь X. сложилась нелегко, на ее долю выпало немало невзгод и испытаний: материальная нужда, ранняя смерть отца, а затем и самого близкого ей человека -- сестры Софьи. В 1865 г. она выходит замуж за ссыльного врача И. И. Зайончковского, в 1872 г. он после длительной болезни умирает. Тяготила ее и атмосфера провинциальной жизни. Единственным прибежищем для талантливой, ищущей личности становится творчество. До конца своих дней X. продолжала работать, очень серьезно и ответственно относясь к писательскому труду: Дебютировала X. стихами, в которых высказалась тоска одинокой души в однообразии и скуке провинциального существования. С 1847 г. она стала печататься в "Литературной газете", журнале "Отечественные записки" и др. изданиях. На выход ее первой книги -- повести в стихах "Деревенский случай" (1853) откликнулся Н. А. Некрасов. Отметив в повести "верно и тонко выраженные мысли", он в целом не увидел у автора "собственно поэтического таланта". Считая, что X. "пошла по ложной дороге", он советовал ей обратиться к прозе (Некрасов Н. А. Собр. соч.-- Т. 9.-- С. 671--673). Первое прозаическое произведение X.-- повесть "Анна Михайловна" появилась в 1850 г. в журнале "Отечественные записки" под псевдонимом В. Крестовский. По свидетельству современницы, писательница взяла фамилию первого встретившегося ей на улице мальчика (Цебрикова М. К.-- С. 1--40). Позднее, когда стало известным имя романиста Вс. В. Крестовского, X. выступала в печати как "В. Крестовский-псевдоним". Излюбленные герои ранних романов и повестей X.-- молодые люди, судьбы которых складываются драматично на фоне общего застоя, бездушия и бездуховности провинциального быта. Это бессилие неокрепших душ перед миром стяжательства, пошлости, лжи, самодовольного скудоумия нашло у X. столь искреннее воплощение, что позволило А. А. Григорьеву заметить о произведениях Крестовского: "...не рассудочным отрицанием, но болезненными опытами сердца добыты мысли, лежащие в основе его повестей" (Москвитянин.-- 1855.-- No 15--16.-- Кн. 1--2.-- С. 204). Быстро выявился круг преимущественного внимания и интересов писательницы -- семейнобытовые и любовные отношения. Трилогия "Провинция в старые годы" ("Свободное время", "Кто же остался доволен", "Последнее действие комедии"), 1850--1856, романы "Деревенская история" (1855), "Баритон" (1857) и др. повествуют о неумолимости процесса внутреннего разложения провинциальной дворянско-помещичьей семьи, о разрушении патриархальных традиций, лживости семейной морали. Наиболее глубоко тема эта решена в повести "Братец" (1858). В основе ее противостояние двух неравных сил -- живущая в глухом захолустье семья (ослепленная любовью к сыну мать, угасающие в одиночестве сестры) и "братец", преуспевающий столичный чиновник Сергей Андреевич Чиркин. Писательница точно рисует портрет безжалостного и равнодушного дельца. Повесть получила признание критики, высоко оценил ее Д. И. Писарев, особо отметив тонкий психологизм и художественное мастерство (Писарев Д. И. Собр. соч.-- Т. 1.-- С. 26). 60--70 гг. нашли своеобразное преломление в творчестве X., привнеся новые идеи и образы. Как и для многих ее современников, одной из важнейших становится для писательницы проблема освобождения женщины. Героини повести "Пансионерка" (1861), романа "Большая Медведица" (1871) -- уже не просто выразительницы пассивного протеста: стремясь к деятельной жизни, они отваживаются на разрыв со своей средой. "Работа, знание и свобода" -- их девиз. X. настойчиво утверждает благотворность и спасительную силу самостоятельного труда для воспитания молодого поколения. Цельные натуры, внутренне готовые к самопожертвованию ради блага других, героини X. во многом близки тургеневским женщинам. Решение больных вопросов времени, в т. ч. и женской эмансипации, X. видела в изменении состояния общества в целом, пути же достижения этой цели оставались ей неясны, и оттого большинство ее повестей и романов окрашено в грустные тона. Писательница призналась, что не умеет писать о том, чего не видела и не знает (Цебрикова М. К.-С. 13). Стремясь к достоверности, X. тщательно, до малейших деталей, обдумывала замысел: составляла хронологические таблицы с датами рождения героев, чертила планы домов и т. д. (Винницкая А. А.
Стр.1