ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ УДК 1 © 2015 г. Т.П. Матяш, Д.В. Матяш ОБРАЗ УЧЕНОГО: ИСТОРИКОКУЛЬТУРНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ Матяш Тамара Петровна – доктор философских наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, e-mail: tamara.matiash@yandex.ru Матяш Дмитрий Владимирович – доктор философских наук, доцент, профессор Донского государственного технического университета, г. Ростов-на-Дону, e-mail: dmatiash@yandex.ru Аннотация. <...> Авторы показали, что общественное восприятие личности ученого и исполняемой им социальной роли исторически изменялось по мере развития науки и общества. <...> Для решения проблем конкретно-исторического характера научной деятельности, анализа отношения общества к деятельности ученых авторы статьи проанализировали философское обоснование легальности и легитимности научной деятельности ученых, используя тексты таких философов, как Ф. <...> Использование философии для объяснения данных вопросов обусловлено тем, что наука ничего не может сказать сама о себе своими научными средствами. <...> Именно поэтому, считают авторы, вопросы «Что значит знать?», «Как возможна наука?», «Каков статус ученого в обществе?» и т.д. традиционно анализировались только в философии. <...> 152 ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ Общественное восприятие ученого и исполняемой им социальной роли исторически изменялось по мере развития науки и общества. <...> Поэтому вопросы, выходящие за пределы деятельности познания вещей, а именно вопросы «Что значит знать?», «Как возможна наука?», «Каков статус ученого в обществе?» и т.д., оставались за порогом внимания ученых. <...> Такого рода вопросы формулировали и отвечали на них философы, внимательно отслеживая на протяжении всей истории науки перипетии её судьбы, касающиеся прежде всего тех, кто занимался наукой. <...> Даже в Англии XVII в., традиционно считавшейся родиной науки, теологи, политики и толпа, по свидетельству Ф. <...> Бэкон взял на себя трудную работу не только показать истоки <...>