Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Гуманитарий Юга России  / №4 2012

ДЕМОНИЧЕСКАЯ СИЛА НЕВЕЖЕСТВА (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЖданов
Страниц9
ID577427
АннотацияСтатья посвящена силе невежества как культурного, социального и социально-психологического явления. Автор считает, что особенно явно невежество отражается на интерпретации социальногуманитарных теорий
УДК130.2
Жданов, Ю.А. ДЕМОНИЧЕСКАЯ СИЛА НЕВЕЖЕСТВА / Ю.А. Жданов // Гуманитарий Юга России .— 2012 .— №4 .— С. 13-21 .— URL: https://rucont.ru/efd/577427 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕМОНИЧЕСКАЯ СИЛА НЕВЕЖЕСТВА1 Статья посвящена силе невежества как культурного, социального и социально-психологического явления. <...> Автор считает, что особенно явно невежество отражается на интерпретации гуманитарных теорий. <...> 13 ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. <...> Екклесиаст Внимание интеллектуальных кругов человечества, философов и публицистов, историков и эссеистов давно привлечено к неисчерпаемой проблеме ума и глупости. <...> В обширной литературе выделяются такие сверкающие шедевры, как книги Гельвеция «Об уме» и «Похвала глупости» Эразма Роттердамского. <...> Русская мысль постоянно возвращается к этой теме; достаточно вспомнить «Горе от ума» Грибоедова, «Историю одного города» Щедрина, «Письмо ученому соседу» Чехова, «Город Градов» Платонова, чтобы представить актуальность проблемы. <...> Речь идет о таком явлении в сфере сознания, как невежество. <...> Пожалуй, только Маркс обратил внимание на сей предмет и высказал таинственную сентенцию: «Невежество – это демоническая сила, и мы опасаемся, что она послужит причиной еще многих трагедий» [1]. <...> На первый взгляд, невежество – попросту неосведомленность, отсутствие знания, информации, как говорим мы теперь. <...> Вот почему оно может принять демонический характер. <...> Незнание – следствие случайных вариаций в жизни индивида: не изучил бином Ньютона, не помню расстояние до Солнца или формулы ДНК. <...> Тот же Павлов обращал внимание на то, с каким упоением физиологи-агностики отрицали возможность понимания духовной природы человека. <...> Великий ученый 14 ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ с презрением отмечал у них «восторг невежества»: не понимаю, не пойму, никогда не пойму! <...> С одной стороны, ему присуща неофобия – отвержение нового, боязнь его, страх перед изменениями, с другой – разухабистый модернизм, авангардизм, погоня за модой; оно исполнено релятивизма, недоверия и в то же время догматизма, цепляния за старые формулы <...>