ХОМЯКОВ, Алексей Степанович [1(13).V.1804, Москва -- 23.IX(5.Х).1860, с. Ивановское, ныне
Данковского р-на Липецкой обл.; похоронен в Москве] -- поэт, философ, публицист. Родился в старинной
дворянской семье, где получил блестящее домашнее образование (русскую словесность одно время
преподавал ему А. А. Жандр, известный писатель и друг А. С. Грибоедова). В 1821 г. X. держит при
Московском университете экзамен на степень кандидата математических наук. Он сближается с бр.
Веневитиновыми и входит в созданный ими кружок университетской молодежи, тяготевшей к немецкой
идеалистической философии (кружок "любомудров"). В это же время у X. возникают и литературные
интересы: он пишет стихи, работает над исторической поэмой "Вадим", оставшейся незавершенной,
переводит античных авторов (Вергилия, Горация и др.). В 1821 г. впервые выступил в печати,
опубликовав в "Трудах Общества любителей российской словесности" перевод сочинения Тацита "О
нравах и положении Германии".
В 1822 г. X. определяется на военную службу в Астраханский кирасирский полк, через год
переводится в конную гвардию в Петербург, где устанавливает знакомства с литераторами-декабристами
и даже печатает в "Полярной звезде" К. Ф. Рылеева и А. А. Бестужева стихотворения "Бессмертие
вождя" (1824) и "Желание покоя" (1825). Политические идеи декабризма оказались ему, однако, чуждыми.
В 1825 г. он оставляет службу и уезжает за границу, где занимается живописью и пишет историческую
драму "Ермак" (прочитана X. по возвращении в Москву в доме Веневитиновых в 1826 г., поставлена на
сцене в 1829 г., отд. изд. в 1832 г.). X. принимает участие в русско-турецкой войне (1828--1829), после
окончания которой выходит в отставку и занимается хозяйством в своих имениях. Литературная
деятельность X. в эти годы не прекращается. Он активно сотрудничает в "Московском вестнике",
"Телескопе", "Московском наблюдателе" и др. журналах. Его стихи отметил в предисловии к
"Путешествию в Арзрум" А. С. Пушкин (Полн. собр. соч.-- М., 1957.-- Т. VI.-- С. 639). В 1832 г. X.
завершает историческую драму "Дмитрий Самозванец" (опубл. в 1833 г.), сочувственно встреченную
критикой.
В конце 30 гг. политическая активность X. падает. Он начинает выступать с пропагандой
славянофильских идей, которые, впрочем, были заметны уже в некоторых ранних его стихотворениях
("Орел", 1832; "Мечта", 1834, и др.). Основные положения славянофильской доктрины впервые были
изложены X. в статье "О старом и новом" (1839), не предназначавшейся для печати и прочитанной на
одном из вечеров И. В. Киреевского. С тех пор в журнале "Москвитянин", "Московских сборниках",
позднее в "Русской беседе", а также в салонах А. П. Елагиной, Свербеевых и Аксаковых X.. с неутомимой
энергией отстаивает свои взгляды и получает широкую известность как блестящий полемист и оратор. В
эти годы он усиленно занимается самообразованием, изучает санскрит, греческий, еврейский и нек. др.
языки. Круг его научных интересов расширяется. В 1838 г. он приступает к своему основному
историческому сочинению -- "Записка о всемирной истории" (ч. 1--2; опубл. в 1871--1873 гг.). Этот
обширный труд, представляющий собой обзор всей мировой истории с точки зрения славянофильского
учения, остался незаконченным. В нач. 50 гг. X. все больше начинает интересоваться вопросами религии.
В трех брошюрах, изданных за границей под общим названием "Несколько слов православного
христианина о западных верованиях" (1853--1858), он выступает ярым защитником православия, в
котором только и сохранился, по его мнению, истинный христианский дух. Публицистическая и научная
деятельность X., начавшаяся в 40 гг., наложила свой отпечаток и на его поэтическую практику, которая
свелась в основном к пропаганде все тех же славянофильских идей. И когда в 1844 г. вышел первый и
единственный его прижизненный сборник "24 стихотворения", В. Г. Белинский выступил с резкой
рецензией, отметив у автора лишь способность "слагать громкие слова в фразистые стопы" (Полн. собр.
соч.--М., 1955.-- Т. VIII.-- С. 473).
При несомненной цельности мировоззрения X. его общественно-политические взгляды
отличались известной противоречивостью. Сторонник самодержавной власти, он выступил за созыв
Земского собора и проведение ряда либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения,
отмена смертной казни, учреждение открытого суда с участием присяжных заседателей и т. п.). X.
требовал уничтожения крепостного права, но в то же время предлагал сохранить основы дворянского
землевладения. Исторические построения X. были непосредственно связаны с его политической
программой. Основываясь на учении Шеллинга о "народном духе", он развивал мысль о
противоположности коренных начал России и Западной Европы. Русская община представлялась ему
союзом людей, основанном на православии, на "внутреннем законе", т. е. взаимном согласии между
государством и народом, отсутствии классового антагонизма и сословной вражды. Западноевропейские
государства, с их "кровавыми переворотами", т. е. революциями, основаны, по мнению X., на "внешнем
законе", т. е. на насилии, рационализме, подчинении церкви государству. С социально-политическими
идеями были тесно связаны философские концепции X. В своих сочинениях "По поводу отрывков,
найденных в бумагах И. В. Киреевского" (1857),
"О современных явлениях в области философии" (1859) и "Второе философское письмо к Ю. Ф.
Стр.1