Информационные технологии в образовательной деятельности ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УДК 004.82 М. Г. Гриф, А. В. Лукоянычев МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЛОВАРЯ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА Исследуется возможность компьютерного сурдоперевода русского жестового языка, основой которого является словарь. <...> Проанализированы современные мультимедийные словари жестового языка с точки зрения их использования при автоматическом сурдопереводе. <...> Обоснована перспективность использования анимированного персонажа (аватара) для демонстрации жестов и применения нотаций жестового языка для управления им. <...> Приведены обоснования использования нотации Димскис в качестве перспективной для разработки словаря русского жестового языка. <...> Использование современного кроссплатформенного графического пакета Unity3D для создания модели анимированного сурдопереводчика позволяет создать экономичную и эффективную систему. <...> Функционал пакета Unity3D доступен и удовлетворяет всем требованиям по работе с аватаром. <...> Иерархическая структура построения дерева анимаций позволяет структурировать последовательность доступности элементарных записей для применения, ограничить возможности необратимых изменений основных разработанных движений и в то же время обеспечить пользователю простую доступность всех необходимых элементарных анимаций. <...> Применение нотации Димскис позволяет пользователям, знакомым с русским жестовым языком, самостоятельно пополнять словарь терминов, использование справочника предполагается для демонстрации дактилем и слов, а также составных словосочетаний. <...> Ключевые слова: жестовый язык, русский жестовый язык, мультимедийный словарь, нотация Димскис, Unity3D, анимированный персонаж, аватар, библиотека «клипов». <...> 20 в. комиссией Всемирной федерации глухих был разработан международный жестовый язык жестуно (Gestuno) для облегчения общения участников <...>