И мост, и тоннель Столетие транспортного перехода через реку Амур у Хабаровска КОСМИН В.В., академик РАТ, проф., Москва; ВАСИЛЬЕВ А.И., академик РАТ, д-р техн. наук, проф., Москва Тоннели и мосты нередко соседствуют, особенно в горных районах. <...> Подводные тоннели часто рассматривают как альтернативные (взаимозаменяющие, конкурирующие) варианты на пересечении больших рек, других крупных водных преград (проливы, заливы). <...> Однако есть и более редкие случаи взаимодействия мостов и тоннелей как бы в одном створе, параллельного решения одной и той же задачи (через Босфор в Стамбуле, через Неву в Санкт-Петербурге и др.; при проектировании Керченского транспортного перехода также рассматривались тоннельные варианты) [1]. <...> Примером такого рода в России является Амурский транспортный переход у Хабаровска, включающий железнодорожный мост [2], введенный в эксплуатацию в 1916 г., получивший обширную прессу, особенно в связи с его радикальной реконструкцией [3], и известный каждому, кто видел 5000-рублевую купюру Банка России, и железнодорожный тоннель, построенный в 1937–1941 гг. и известный немногим. <...> А у Хабаровска государственная граница резко меняет свое общее направление, уходя на юго-восток, практически – на юг, и река становится крупной водной преградой для Транссиба. <...> Здесь, в самом городе, и расположился описываемый транспортный переход (рис. <...> Для пересечения этой могучей реки они предложили несколько вариантов моста и тоннель под Амуром. <...> В 1911 г. газета «Российские ведомости» писала: «Техническим отделением управления по сооружению железных дорог в настоящее время закончена разработка предварительного проекта о проведении тоннеля под рекою Амуром у города Хабаровска для соединения Амурской железной дороги с Уссурийской дорогой» [4]. <...> Амур в Хабаровске: 1 – трасса железнодорожного тоннеля; 2 – трасса моста Рис. <...> Продольный профиль по оси Амурского подводного тоннеля В 1930-х гг. утрата Китайско-Восточной железной дороги <...>